Вместе с тем некоторые эксперты такое решение связывают с лобби нефтяников в аппарате Минэкономразвития (МЭРТ). Впрочем, это вряд ли спасет крупнейших производителей нефти. Как стало известно Веку из источников, в ответ на этот ход ряд структур готовит повышение налогов на добычу сырья.
Снижение экспортной пошлины планируется на $56,9 за тонну, после чего оно должно составит $180,7 за тонну. Кроме того, пошлина на светлые нефтепродукты с 1 декабря понизится на $38,4 и составит $134 за тонну, на темные на $20,7, что составит $72,2 за тонну. Правительство РФ устанавливает пошлины на нефть каждые два месяца по итогам мониторинга цен на российскую Urals на мировых рынках сырья (средиземноморском и роттердамском) с целью определения средней цены за этот период, а также исходя из установленных законом О таможенном тарифе предельных ставок пошлин. Мониторинг осуществляет правительство, а расчеты совместно проводят Минфин и Минэкономразвития.Напомним, что последние изменения размера пошлины производились 1 октября. Тогда эта цифра только увеличивалась и составила $237,6 за тонну. Пошлина на светлые нефтепродукты составляет $172,4 за тонну, на темные - около $92,9 за тонну. Размер пошлин был установлен исходя из средних цен на нефть марки Urals на мировых рынках в июле-августе текущего года, когда цена на сырье была $68,933 за баррель.
Как сказал Веку начальник аналитического отдела ИК Велес-Капитал Михаил Зак, государство теряет от снижения экспортных пошлин, ведь оно таким образом изымало у нефтяников сверхприбыли. Но, учитывая то, что в последнее время цены на сырье у нас сильно упали, правительство пошло на вполне прогнозируемый для добытчиков шаг. Ведь в бюджет изначально закладывались низкие цены на нефть, в результате чего страна не испытывала проблем с наличными средствами, а, скорее, наоборот. Весь год мы боролись с тем, что у нас был излишек денег, а это негативно влияло на экономическое положение, в частности, вело к инфляции. Понятно, что прежние решения об увеличении пошлин нефтяники считали неправильным, так как, по их мнению, это не лучшим образом сказывалось на их инвестиционных проектах. Так, в компании ЛУКОЙЛ заявляли, что такие шаги при прогнозируемом снижении мировой цены на нефть могли привести к сокращению инвестиций нефтекомпаний в нефтедобывающую отрасль страны. Это в свою очередь снижало объемы добычи нефти.
Однако эксперты считали такие заявления не более чем лукавством. Дело в том, что на фоне растущих в последние годы цен на черное золото объемы добычи отечественных компаний из года в год только снижались. Это связывали с неясной политической ситуацией в стране в ожидании прихода в 2008 году нового президента, когда будет возможен очередной передел отрасли. Нефтяники надолго запомнили пример ЮКОСа.
Однако не надо обольщаться, что государство склонно к благотворительности. Уже сейчас готов целый комплекс мер, которые компенсируют потери. Так, Россия намерена изменить требования к Белоруссии по разделу доходов от экспортных пошлин на нефтепродукты, которые вырабатываются на белорусских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ) из российского сырья. Отечественные чиновники предложили 85% пошлин отдавать России, а 15 % Белоруссии. Это могло бы приносить российскому бюджету дополнительно $350 млн. в год. Сейчас разделение средств определяется соглашением о Таможенном союзе 1995 года. Однако в действительности данная норма никогда не работала, поскольку белорусские компании не платят в собственный бюджет пошлины в чистом виде. Они засчитываются только в счет НДС. В результате Белоруссия получает приблизительно 10 долларов с тонны нефтепродуктов, в то время как в России ставка составляет около 120 долларов. Если ставки будут унифицированы, то российский бюджет сможет дополнительно получать $500 млн. ежегодно. В 2005 году Белоруссия ввезла из России 19,2 миллиона тонн нефти, а экспортировала около 13,5 миллиона тонн.
Вместе с тем, как стало известно Веку из источников, близких к МЭРТу, те группы в этой структуре, которые выступали в интересах нефтяников, и лоббировали снижение экспортных пошлин. В ответ их противники разработали документ, согласно которому уменьшение пошлин будет компенсировано увеличением налога на добычу. Так, по Программе социально-экономического развития РФ на среднесрочную перспективу планируется увязывание снижения экспортных пошлин с уровнем налога на добычу нефти. Перенос налоговой нагрузки на внутренние налоги и оптимизация доли ренты, изымаемой государством при добыче полезных ископаемых, будет способствовать постепенному отходу от использования экспортных пошлин и, тем самым, за счет предсказуемости общей налоговой нагрузки способствовать реализации долгосрочных инвестиционных программ ТЭК.
По мнению Зака, это частично уже происходит, поскольку сейчас предполагается дифференциация ставки налога на добычу полезных ископаемых в зависимости от истощаемости месторождения и качества добываемой нефти. Поэтому те компании, которые обладают высокой рентабельностью, будут платить налогов больше. Ребалансировка уже идет, причем в пользу государства.