«Век» ранее писал об общественных слушаниях по производственным планам Красноярского алюминиевого завода, которые прошли в октябре. Одно из крупнейших металлургических предприятий России работает практически в черте города. По всем данным оно входит в первую тройку главных загрязнителей атмосферы Красноярска.
Слушания превратились в массовую словесную перепалку с участием местных публичных персон со скандальной известностью. В итоге следившие за слушаниями красноярцы так и не поняли, для чего их вообще проводили и какой результат был в итоге зафиксирован. «Обсуждение эффективности и корректировки экологических программ по снижению выбросов КрАЗа превратили в маргинальное цирковое представление, которое, по большому счету, облегчило РУСАЛУ достижение цели, уклонившись в рамках общественных обсуждений от важных и дискуссионных тем и вопросов от специалистов. Чего мы добьемся подписями за закрытие завода? Хайпа сумасшедших общественников, которые ходят на все митинги без разбора. Или политических очков для отдельных региональных сил, которым нужно мочить губернатора», - заявил руководитель красноярского отделения партии «Зеленые», депутат городского совета Сергей Шахматов.
Связь между главой Красноярского края и вопросами алюминиевой отрасли очевидна. Уже несколько месяцев в регионе разворачивается кампания, направленная на очернение Александра Усса всеми возможными способами. Экологическая тема тут пришлась как нельзя более кстати. Не секрет, что многие политические фигуры в Красноярском крае исторически тяготеют к тем или иным финансово-промышленным группам. А их в регионе представлено достаточно. Усс как раз всегда считался «человеком РУСАЛа». Известно, что в 2002 году, когда он впервые баллотировался в губернаторы, его кампанию финансировал именно «Русский алюминий». А его главного соперника Александра Хлопонина, победившего в итоге на выборах, – «Норильский никель».
Однозначного ответа на вопрос, кто мочит Усса, сейчас пока никто не знает. Одна из самых популярных версий: на тропу войны снова вышел Хлопонин. После перезагрузки правительства РФ места в нем для ставшего бывшим вице-премьера не нашлось. Потому он пытается вернуться в активную политическую жизнь хотя бы на региональном уроне. И знакомый ему Красноярский край, в котором он проработал 14 лет, занимая в разные годы посты руководителя «Норильского никеля», губернатора Таймырского АО и Красноярского края, подходит для этой цели лучше всего. Все, что нужно для этого, – «подвинуть» нынешнее руководство региона. В ряде местных СМИ, которые выглядят как ангажированные, один из самых популярных сюжетов – некая проверка, посланная Кремлем в Красноярск. И по ее итогам Усса ждет отставка. За последний год информация о том, что Усс уйдет «на следующей неделе», вбрасывалась уже раз пять.
И, разумеется, наличие у Красноярска значительных экологических проблем недруги губернатора будут использовать по полной. Кстати, общественные слушания по заводу наметили жесткий раскол в самом экологическом лагере. Наиболее «радикальные» его участники объявили более умеренных приспешниками власти, которые только делают вид, что работают на благо красноярцев. Мнение оппонентов тоже отрицательное. «Какие-то «независимые» каждый год появляются. Не идут в Экологическую палату, не получают статус юридического лица. А почему? Да просто это налагает обязанности. В свое время я организовал ресурсно-методический центр, чтобы все, кто хочет, приходили, занимались со специальной литературой, какие-то исследования проводили. И никто не пошел. Зато всех можно видеть на митингах, где можно покричать. Это же проще, чем вникать в тему, вести кропотливую работу с властью, компаниями», - заявил «Веку» член Общественной палаты Красноярского края Виктор Долженко.
Добавим, что в конце октября в Москве прошел VIII экологический форум «Ответственность бизнеса перед будущим. Технологии на стороне общества и природы». На мероприятии озвучили список российских городов, где отмечается положительная динамика по снижению выбросов в атмосферу. Красноярска в нем, увы, нет. «Если говорить о национальном проекте «Экология», то по нему есть много критических замечаний. Например, слабо отлажен механизм межведомственного взаимодействия. Или очень сжаты сроки для выполнения поставленных задач. Природоохранное регулирование запущенно и требует кардинальных изменений. Отсутствуют современные методики объективной оценки вкладов в загрязнение окружающей среды. И зачастую трудно оценить экологический эффект от мероприятий», - констатирует председатель палаты экологических организаций Гражданской ассамблеи Красноярского края Павел Гудовский.