Схожесть российской стратегии с планами американского правительства безусловна. ИНСОР выразил в своем документе идею неувеличения налоговой нагрузки, тогда как президент США Барак Обама заявил о продлении срока сокращения ставок налогов.
По словам аналитика «Альпари» Михаила Крылова, идея снижения экспортных пошлин являет собой измену интересам государства и общества. «По последним доступным данным Центробанка за январь 2011 года, нефть составляет 38% и газ 19% от экспорта вне СНГ в долларах. Экспортная выручка от них в американской валюте составляет 56% месячного объема всего рынка рубля к доллару», - говорит Крылов.
По его мнению, то, что предлагает ИНСОР, а именно сокращение субсидий российским потребителям топлива, можно реализовать не с помощью снижения пошлин, а непосредственно с помощью перехода к свободному рынку бензина.
Следующим примером аналогии российской версии американской модели может служить положения о миграционной амнистии незаконно находящихся в стране трудовых мигрантов. Учреждение Игоря Юргенса лоббирует отмену регистрации и увеличение квот разрешений на временное проживание, тогда как конгрессмен-демократ и известный лоббист легализации латиноамериканских мигрантов Луис Гутьерес неоднократно заявлял об отмене депортации и признании законным пребывания всех, кто так или иначе оказался в США.
«В США предлагают отменить депортацию и легализовать миграцию нелегалов после рождения ими детей. Уступки мигрантам приведут к тому, что их следующей целью станет отмена ограничений на въезд мигрантов. Но в России в случае отмены гарантирован наплыв мигрантов и снижение культурного уровня больших городов. США переходят к работе по месту жительства, а ИНСОР считает пространственную немобильность едва ли не главным препятствием к свободному рынку труда. Также кажется нецелесообразной идея упростить приглашение иностранцев при наличии русских корней, ведь тогда решительно все неудачники, не нашедшие себя у себя в стране, съедутся в Россию», - считает Крылов.
Одним из основных экономических предложений ИНСОРа является создание бюджетных прогнозов на 15 лет вперед. При этом формирование прогнозов должно исходить из всех составляющих российской экономики, а не только из нефтегазового сектора. Также предлагается установить лимит структурного дефицита бюджета, ограничить использование нефтегазовых доходов для финансирования расходов и перечислить их в суверенный «Фонд «Нового поколения» объемом не менее 60% ВВП с особой управляющей компанией.
«Это поможет оптимизировать бюджетные расходы и избавит от моральной опасности наращивания долга. Критический анализ положений программы модернизации, предложенной Юргенсом, позволяет сделать вывод о том, что она направлена на то, чтобы сделать из России докризисные США со всеми факторами, приведшими к кризису, помимо излишков ликвидности и слишком мягкого регулирования банков», - подчеркивает аналитик.