К первому лицу страны как «единственному человеку, который может повлиять на ситуацию» (копия письма имеется в редакции ОГ) члены летных и кабинных экипажей ОАО «Аэрофлот-Российские авиалинии» обратились 20 ноября прошлого года. Поводом стало многолетнее и систематическое нарушение трудового законодательства РФ по отношению к членам экипажей воздушных судов.
Так, руководство компании не выплачивало в полном объеме заработную плату летному составу и не производило перерасчет за работу в ночное время и во вредных/опасных условиях. Государственная инспекция по труду по г.Москве своим предписанием от 17 января 2013 года обязало руководство компании единовременно закрыть задолженность до 15.02.2013 г. Этого сделано не было. Более того, в нарушение ст.80 Трудового Кодекса не были погашены долги и перед уволившимися сотрудниками.
В общей сложности, руководство «Аэрофлота» задолжало за 17 месяцев летному составу более 1 млрд рублей. Соответственно, государство не получило налогов на сумму более 100 млн руб. Недосчитался, соответственно, и более 140 миллионов рублей Пенсионный фонд, в который, согласно ФЗ №155 от 27.11.2001 г., ОАО «Аэрофлот» обязано перечислять 14% выплат и иных вознаграждений, начисленных летному составу.
Кроме того, в компании хронически не соблюдаются месячные графики работы и графики отпусков членов экипажей, что приводит к снижению уровня безопасности полетов и ранней смертности среди летного состава – 49-55 лет. «В лётной работе более ста вредных факторов: это и шум, и вибрации, и сухость и пониженное давление воздуха, и радиация и десинхроноз из-за постоянной смены часовых поясов. Тяжело переносятся и смены климатических зон: из зимы в +30 и обратно. Людей могут списать уже в тридцать пять, кого-то в сорок лет, - говорит президент Шереметьевского профсоюза летного состава (ШПЛС) Игорь Дельдюжев. - Это работа на износ. А когда людей вынуждают идти в полёт без отдыха, то повышается вероятность ошибок, и даже — смерти в полёте».
Казалось бы, все эти вопросы можно было решить в ходе диалога с профсоюзами летчиков (ШПЛС) и бортпроводников, однако гендиректор компании Виталий Савельев категорически отказывался от сотрудничества с ними. Более того, по его указанию регулярно увольняли профсоюзных активистов – и каждый раз приходилось восстанавливать их на работе по суду, который признавал действия топов «Аэрофлота» незаконными.
В июне 2013 г. профсоюз добился крупной победы. Нагатинский суд Москвы обязал компанию выплатить летчикам упомянутый 1 млрд руб, а 12 октября Мосгорсуд подтвердил это решение.
Однако руководство «Аэрофлота» и на этот раз не выполнило решение суда. Более того, против руководителей профсоюза была оперативно организована глобальная провокация с привлечением сотрудников силовых структур, в результате которой буквально через неделю после решения Мосгорсуда были задержаны и до сих пор находятся под стражей три лидера ШПЛС. В СМИ прошла массированная проплаченная PR-кампания по дискредитации ШПЛС («Общая Газета» писала об этом).
Эту провокацию команды В.Савельева осудили Международная конфедерация профсоюзов, Международная федерация транспортных рабочих. «Арест лидеров и активистов Шереметьевского профсоюза летного состава Алексея Шляпникова, Валерия Пимошенко и Сергея Кнышова - это шокирующая атака на деятельность профсоюза и права рабочих, которая является абсолютно недопустимой», - говорится в письме МФТР. «Пока авиационные компании в России фиксируют рекордные прибыли, летные экипажи подвергаются сокращениям, авиационная инфраструктура продолжает процесс распада, а нормы безопасности все еще находятся в очень плохом состоянии», с сожалением констатирует секретарь отделения гражданской авиации МФТР Габриэль Родригес.
Однако руководство «Аэрофлота» это не остановило. Более того, после обращения летчиков к Президенту России началось активно «прессование» подписантов. По словам Игоря Дельдюжова, «в настоящее время подписавшие вызываются командирами летных отрядов, которые..требуют написать объяснительную… или отказаться от своей подписи» (копия письма в редакции ОГ имеется).
Хочется верить, что начавшаяся 20 января проверка деятельности «Аэрофлота», в которой участвуют представители транспортной прокуратуры, Госинспекции по труду и Ространснадзора, не только лишний раз подтвердит правоту пилотов и обнажит правовой беспредел руководства компании, но и создаст условия для принятия кадрового решения.
Решения о снятии с поста гендиректора Савельева Виталия Геннадьевича.
«Общая Газета» будет следить за развитием событий вокруг конфликта в ОАО «Аэрофлот»