Комитет нижней палаты парламента по международным делам подготовил положительное заключение на законопроект, который предусматривает присоединение РФ к числу стран-участниц конвенции. Документ был разработан в правительстве и внесен в базу данных Госдумы в ноябре минувшего года. По словам председателя комитета Леонида Слуцкого, Монреальская конвенция позволит россиянам пользоваться теми же правами на воздушном транспорте, что и гражданам 130 государств, поддержавших документ. Законопроект могут принять уже в нынешнем месяце. Ратификация конвенции предусматривает только одно чтение. Затем документ направят в верхнюю палату, а в случае положительного вердикта сенаторов – на подпись главе государства.
Законопроект предусматривает адаптацию Воздушного кодекса России к международным нормам. Положения, отраженные в Монреальской конвенции, в 1999 году пришли на смену требованиям Варшавской конвенции, согласованным 70 годами ранее. Однако РФ по сей день выполняет именно варшавский документ. Применять требования Монреальской конвенции Россия не намерена только при осуществлении некоммерческих рейсов и перевозок по оборонной линии.
Пассажиры стандартных гражданских авиарейсов от вступления новых правил выиграют. Они смогут претендовать на более высокие компенсации, которые будут рассчитываться на основании коэффициента – так называемого специального права заимствования. Его значение выводится из курса евро, фунта стерлинга, американского доллара и японской иены, и сейчас составляет 78,2 рубля.
Действующие нормы Воздушного кодекса предусматривают, что за потерянный по вине авиакомпании багаж россиянин может получить сумму, эквивалентную 600 рублей за каждый килограмм, а за утраченную ручную кладь – не более 11 тыс. рублей. Возмещение за багаж по Монреальской конвенции по текущему курсу составит 1500 рублей за килограмм багажа, и до 88 тыс. рублей за ручную кладь. Еще существеннее вырастет сумма компенсаций за задержку рейса. Сейчас за каждый час ожидания в аэропорту могут заплатить около 1850 рублей, при этом максимальная сумма может составить всего 50% от цены билета. Монреальская конвенция устанавливает предельную компенсацию на уровне 367 тыс. рублей. Родственники погибших пассажиров, либо тяжело травмированные клиенты авиакомпаний, смогут претендовать на 8,8 млн рублей вместо нынешних 2 млн рублей.