Напомним, что рабочие АвтоВАЗа предъявили руководству ультиматум с требованием увеличить зарплаты, в противном случае предполагается провести забастовку. В числе возмущенных рабочие трех цехов ОАО «АвтоВАЗ» ( «Мотор-3», 46-1 и 45-2). В обращениях водителей-испытателей цеха 46-1 и рабочих цеха 45-2 сборочно-кузовного производства говорится о повышении тарифных ставок в три раза, «чтобы заработная плата составляла не менее 25 тыс. рублей в месяц».
Персонал цеха «Мотор-3» (сборка двигателей) требует повышения заработной платы в два раза при средней заработной плате 8-10 тыс. рублей. Рабочие хотят получить от администрации ответ до 26 июля. В противном случае они готовы «начать забастовку вплоть до остановки главного конвейера».
По словам лидера независимых профсоюзов Петра Золотарева, недовольство рабочих можно объяснить тем, что после решения о сокращении выпуска автомобилей на 6% у рабочих исчезла возможность подрабатывать во внеурочное время и по выходным за двойную оплату. «До этого многие квалифицированные рабочие, подрабатывая, получали по 15-20 тыс. рублей. Сейчас их доходы упали в полтора-два раза»,- сказал Золотарев. По его данным, в цехах, которые готовятся к забастовке, работает около 4,5 тыс. человек.
«По сравнению с общей численностью завода (110 тыс. человек) это немного. Но все три цеха являются ключевыми для производства, и их остановка неизбежно повлечет остановку главного конвейера», — сказал Золотарев. Масштабный скандал на АВТОВАЗе, обещавший перерасти в не менее скандальную забастовку, обрастает новыми подробностями. Пресс-секретарь председателя совета директоров АвтоВАЗа Иван Скрыльник высказался в том смысле, что остановка производства автомобилей невозможна. Требования рабочих он назвал политическими манипуляциями в рамках предвыборной борьбы в Тольятти. Скрыльник пояснил, что все вопросы, связанные с зарплатой, решаются в рамках коллективного договора, поэтому нет необходимости устраивать всевозможные демарши.
Тем не менее, Скрыльник не ответил на главный вопрос: какие именно партии покусились на спокойствие отечественного автогиганта? Местные эксперты предполагают, что возмутителями спокойствия могли быть «Справедливая Россия» и депутат губернской думы Владимир Яркин. Президент холдинга «Автотрейд» Владимир Яркин пока является беспартийным, что вовсе не означает, что он собирается отсиживаться в думе перед выборами. В «Справедливой России» говорят, что Яркин вполне может влиться в их ряды, который, по данным местных СМИ, весьма влиятельное лицо в городе. Яркина также прочат в мэры Тольятти (выборы состоятся весной следующего года). Не исключено, что в мэры Тольятти пойдет также и человек из «Единой России». Соответственно, борьба двух партий власти, утверждают эксперты, вполне могла перекинуться и за заводские ворота.
Впрочем «подозреваемый» Яркин полностью открестился от затеи рабочих автозавода. По его словам, их ультиматум вполне может быть и в самом деле «реакцией голодных людей». Также Яркин опроверг информацию о том, что он возглавит список местного отделения «Справедливой России».
Напомним, что рабочие АВТОВАЗа уже выходили на забастовки. В 1994 году им удалось добиться выплаты трехмесячной задолженности по заработной плате, а в 2000 году было выдвинуто требование об увеличении заработной платы, но оно осталось без ответа. Оба раза забастовки организовывал независимый профсоюз «Единство».
Отметим, что, по данным аналитиков, если увеличить среднюю заработную плату рабочим до 25 тыс. руб. и пропорциональном увеличении зарплат другим сотрудникам предприятия, расходы АВТОВАЗа возрастут более чем на 2,5 млрд. рублей, а стоимость автомобиля может возрасти на 30%.