18+
  1. Госдума вернулась к вопросу о досрочном погашении ипотеки

Госдума вернулась к вопросу о досрочном погашении ипотеки

Госдума вернулась к вопросу о досрочном погашении ипотеки
Накануне Совет по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при президенте РФ рассмотрел подготовленные ко второму чтению поправки к проекту новой редакции ГК. По словам зампреда совета Александра Маковского, он и его коллеги будут выступать за то, чтобы заемщики имели право на досрочное погашение кредитов.

По мнению Маковского, в нынешней своей редакции проект изменяет законодательство в интересах банков и прочих кредитных организаций. По его словам, у совета есть к документу и другие замечания, всего их более 100.

Хотя замечания совета и носят рекомендательный характер, и парламент не обязан их учитывать, на практике Госдума следует рекомендациям совета. Глава Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников, в свою очередь, заявил, что комитет намерен доработать законопроект с учетом высказанных советом замечаний. После внесения правок документ будет обсуждаться со всеми сторонами, включая Минфин и ЦБ.

Законопроект, известный как новая редакция Гражданского кодекса, президент РФ Владимир Путин внес в Госдуму еще в 2012 году, он был принят в первом чтении, сейчас профильным комитетом ко второму чтению подготовлены поправки.

Одна из поправок привлекла внимание банкиров. 14 апреля Ассоциация российских банков (АРБ) направила письмо на имя начальника государственно-правового управления президента РФ Ларисы Брычевой, в котором выразила опасения, что предложенная редакция ряда статей ГК лишает ипотечного заемщика права на досрочное погашение кредита без согласия кредитора. Сейчас данное право закреплено в кодексе, говорится в письме. Как поясняют эксперты, если новая редакция кодекса будет принята в текущем виде, то погасить ипотеку досрочно будет возможно лишь с согласия кредитора, для потребительских кредитов и займов исключения сохраняются.

По мнению специалистов, данное положение появилось не вследствие ошибки законодателя, поскольку поправки готовились 4 года. Вероятно, отмечают они, это «заготовка» крупных ипотечных кредиторов. Речь может идти о желании перейти к немецкой модели регулирования ипотеки. В Германии законодательство запрещает досрочное погашение ипотеки без согласия банка, что снижает расходы на рефинансирование, которое производится за счет выпуска долгосрочных закладных листов.

Банки заинтересованы в том, чтобы население оставалось в кредитной кабале, а потому лоббируют соответствующие изменения в Гражданском кодексе. Такие изменения будут на руку кредитным организациям, поскольку население будет дольше оставаться в кредитной кабале, обусловленной высокими ставками ипотечного кредита, оказавшимися выше ключевой ставки в 11%.

С другой стороны, эксперты не исключает возможности того, что правительство РФ проведет кредитную амнистию по долгам населения. Впрочем, в этом случае банки тоже окажутся в выигрыше.

После того как данная информация появилась в СМИ, Крашенинников заявил, что Госдума не намерена запрещать досрочный возврат ипотеки. Появление подобной информации он связал с чьим-то желанием оказать влияние на обсуждение поправок на заседаниях Совета при президенте.

Назвал эту новость «уткой» и президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян. По его словам, эта информация - глупая интерпретация, и никто ничего не планирует.

Действительно, закон об ипотеке не регулирует должным образом вопрос досрочного погашения, поэтому предполагается, что во избежание указанных рисков поправки, регламентирующие этот вопрос, будут внесены и в него, отмечают знакомые с ситуацией источники. Таким образом, дискуссионная норма ипотеку не затронет. «Поверьте, идей ограничивать ее досрочное погашение не было и нет», — резюмировал Тосунян.

Предложенная же поправка к ст. 810 ГК РФ призвана регламентировать совершенно иные отношения, в частности, отношения займа между коммерческими организациями, и не предполагает вмешательства в правоотношения между гражданами и банками.

Более жесткое регулирование по коммерческим займам в отдельных случаях, действительно, может быть показано, например, в случае финансирования субъектов малого бизнеса из специальных фондов поддержки, зачастую находящихся под контролем местных властей. Принимая во внимание тот факт, что у них жесткое бюджетирование, требуется четко планировать как расходование, так и поступление средств, что невозможно при бесконтрольном досрочном погашении.