О вероятном срыве ранее анонсированных сроков запуска магистралей по перекачке нефтепродуктов рассказали собеседники «КоммерсантЪ». По их данным, нефтепровод Заполярье-Пурпе, который должен обслуживать Пякяхинское и Мессояхинское месторождения, находящиеся в разработке, соответственно, ЛУКОЙЛа и совместного предприятия «Роснефти» и «Газпром нефти», не начнет функционировать в ноябре, как это планировалось. Кроме того, под вопросом находятся сроки запуска магистрали Куюмба—Тайшет, рассчитанной на обслуживание двух месторождений «Роснефти». Этот нефтепровод должен заработать в декабре.
Технических препятствий для пуска обеих магистралей нет. Их возведение закончено, пусконаладочные работы проведены, а трубы заполнены технической нефтью. Однако владельцы, будущие пользователи магистралей и государство не могут прийти к компромиссу относительно стоимости прокачки нефти.
Изначально в «Транснефти» предлагали установить тариф на уровне 513 рублей за тонну. Соответствующие расчеты были переданы в Федеральную антимонопольную службу. Но в начале ноября документ отозвали до его рассмотрения, о чем сообщил руководитель профильного управления ФАС Дмитрий Манохин. По закону, если тариф был не утвержден, но внесен на рассмотрение в ведомство, начисления по нему могли выставляться на временной основе, с перерасчетом в случае, если итоговый тариф оказался бы выше или ниже предложенного. Если же заявка на утверждение расценок в ФАС отсутствует вовсе, перекачивать нефть по новым магистралям на коммерческой основе запрещается.
Юристы добавляют, утверждение стоимости прокачки по магистралям может устанавливаться в контрактах на тот или иной объем, но данный механизм является весьма трудоемким. Новый тариф, вероятно, будет выше анонсированного. Расценка на уровне 513 рублей за тонну была установлена в расчете на большой объем прокачиваемой нефти. Поскольку планы добычи были пересмотрены в сторону уменьшения, чтобы нефтепроводы остались рентабельными, стоимость их услуг должна повыситься. Отметим, изначально объемы прокачки по магистрали Заполярье-Пурпе оценивались в 418 млн тонн за 10 лет, затем – в 296 млн тонн, а сейчас ожидаемый объем снижен до 175 млн тонн. Таким образом, рентабельной магистраль будет, если стоимость прокачки составит не менее 692 рублей за тонну. Однако нефтяники на повышение расценок пока не соглашаются.