Газета «Труд» составила рейтинг самых злобных работодателей мира. Компании оценивали по одному принципу – количество увольняемых работников. РЖД заняли в рейтинге почетное третье место.
По количеству планируемых к сокращению рабочих, РЖД уступает только американской почтовой службе и финансовой корпорации Citigroup. Первая в марте заявила, что 1400 менеджеров и 150 тысяч рядовых работников получат предложение досрочно уйти на пенсию, вторая планирует уволить в этом году 75 тысяч человек. РЖД же намерено избавиться от 54 тысяч человек.
Примечательно, что все это происходит на фоне многомиллиардных дотаций, которые РЖД выделяет российское правительство. В апреле премьер Владимир Путин пообещал, что для компенсации выпадающих доходов в уставной капитал «Российских железных дорог» будет направлено 50 млрд. рублей. Но этих денег недостаточно, признал он, и заверил, что надо «обсудить дополнительные предложения - речь идет о сумме порядка 100 млрд. рублей».
Фактически РЖД становятся такой бездонной бочкой, куда вбухиваются огромные деньги налогоплательщиков и где-то там растворяются. Несмотря на постоянные повышения тарифов, компания по итогам этого года прогнозирует убыток в объеме почти 100 млрд. рублей. Подчиненные главы РЖД Владимира Якунина винят в этом, конечно же, финансовый кризис, дескать, объемы перевозок падают.
Пока же по итогам 1 квартала 2009 года монополия получила убытки в размере 27 млрд. рублей.
В этих условиях менеджеры компании смогли предложить разве что массовые сокращения рабочих. В ноябре прошлого года Якунин, правда, предлагал еще сократить инвестпрограмму монополии на 75 млрд. рублей. Но Владимир Путин его осадил, потребовав, чтобы основные параметры были сохранены. Путин напомнил, что падают не только прибыли компаний, но и цены на стройматериалы, а потому все намеченные ранее планы должны быть выполнены.
Впрочем, кризис почему-то не заставил менеджмент РЖД отказаться стать партнером международной бизнес-конференции Russia Investment Roadshow, которая прошла в ноябре (то есть когда кризис уже набирал обороты, а Якунин предлагал сократить инвестпрограмму) в Дубаях. Ответ на вопрос многих СМИ - какой у РЖД интерес в ОАЭ, железнодорожники не дали. Но в Дубаи приехали весьма внушительной делегацией во главе с Владимиром Якуниным и его сыном Андреем. Журналисты, побывавшие на мероприятии, писали потом, что из конференции получился классный турпоход – гости вдоволь выпили розового шампанского, закусив его клубникой.
Тем временем, несмотря на кризис, реформа РЖД продолжается. Вчера правление монополии одобрило концепцию создания «Второй грузовой компании» (ВГК). По плану в ВГК будет передано 217 тыс. вагонов. Еще 60 тыс. вагонов получит созданная два года назад «Первая грузовая компания» (ПГК). Таким образом, у самой РЖД останется около 30 тыс. вагонов. Частные компании сейчас владеют примерно 380 тыс. вагонов.
По данным «Коммерсанта», РЖД уже перестали быть монополистом на рынке грузовых перевозок - их доля упала ниже 50% - с 56,7% до 48,6%. Сама материнская компания обеспечивает 31,7% перевозок (остальное - ПГК и других дочерние операторы). Таким образом, по регулируемым государством тарифам выполняется уже меньше трети железнодорожных перевозок в России.
При этом, при общем снижении перевозок по сети на 28,3% у холдинга РЖД (вместе с дочерними компаниями) они упали на 38,6%, а у частных операторов - только на 11,6%.
Но реформу РЖД Якунин намерен продолжать. Если сейчас 100% акций ПГК принадлежит РЖД, то в дальнейшем планируется ее акционировать. О целесообразности такого шага в нынешних условиях говорить сложно. Ведь то, что еще год назад стоило, например, 50 рублей, сейчас стоит 25 рублей. Соответственно, купить активы можно за гораздо меньшие деньги. Кто их не получит понятно – государственная казна.
Нужно ли сейчас продолжать реформу РЖД или заморозить ее на пару-тройку лет до установления на рынке более приемлемых цен? Ответ на этот вопрос можно дать, если провести параллель с реформированием другой монополии – РАО ЕЭС. Напомним, она была разбита на несколько мелких компаний, и контрольные пакеты акций многих из них были куплены частными структурами.
В итоге, практически все они заявили о намерении сократить свои инвестиционные программы. Так, например, инвестпрограмма ТГК-1 на 2009 год сократилась почти втрое. Теперь ее размер составляет 14 млрд. рублей вместо прежних 40 млрд. рублей. В ОГК-2 сокращение инвестиционных расходов составит 14 млрд. рублей, или 3,7 раза. В результате инвестиционная программа ОГК-2 составит 5,3 млрд. рублей вместо 19 млрд. рублей.
На сегодняшний день энергокомпании намерены отложить ввод около 2/3 новых мощностей от объема установленных им инвестиционными программами.