Ритейлеры называют закон бессмысленным и отрыто говорят, что работать он не будет. С ними согласны и аналитики – изменения в нормативно-правовой базе не окажут большого влияния на бизнес сетевиков. Как ранее писал «Век», очевидно, самым крайним останется покупатель.
Новый закон предусматривает государственное регулирование и развитие торговой деятельности на территории России. Документ считался крайне противоречивым с точки зрения бизнеса, на его согласование ушел не один год – было сломано немало лоббистских копий. А спор между командами президента Дмитрия Медведева и премьера Владимира Путина по поводу основных положений закона называют самым ярким примером публичного конфликта в тандеме. И, кто бы сомневался, что победу все же одержит версия, предложенная правительством.
Одним из самых болезненных для торговцев ограничений почему-то считают введение порога доминирования одной компании на рынке. В соответствии с принятым законопроектом, с 1 февраля розничные сети, чья рыночная доля в субъектах Федерации превышает 25%, не смогут открывать новые магазины, а с 1 июля 2010 года это условие распространится также и на муниципальные районы и городские округа. Это антимонопольное ограничение призвано защитить интересы малого бизнеса, расширить конкуренцию и, соответственно, снизить розничные цены.
Ритейлеры же стонут: дескать, запрещают развиваться, наступают на горло крупных сетей с их инвестиционными проектами. Генеральный директор сети «Магнит» Сергей Галицкий и вовсе заявил, что данная норма налагает запрет на профессию. Напомним, что ранее именно этот ритейлер заявлял, что планирует потратить около $1 млрд. на расширение торговой сети.
Однако, по мнению аналитиков ИК «Ренессанс Капитал», риски, связанные с принятием нового закона, слишком переоценены. «Следует принять во внимание, что доля «Магнита» ни в одном из пяти регионов, приносящих компании наибольшую выручку, не превышает 12%, доля X5 Retail Group превосходит 25%-ный порог только в Санкт-Петербурге, а ДИКСИ Групп далеко не дотягивает даже до 10% в пятерке наиболее крупных регионов деятельности. Очевидно, что в отдельных городах – небольших или крупных – доминирующие ритейлеры уже могут занимать более четверти рынка, однако закон не имеет обратной силы, а значит, розничные сети могут сохранить свои позиции в таких городах. Возможности органического роста нам представляются по-прежнему значительными», - приводит журнал РЦБ слова аналитика ИК Натальи Загвоздиной.
Другие изменения в нормативно-правовой базе, по ее словам, также не повлияют существенно на бизнес сетевиков. «Ограничение бонусов, выплачиваемых производителями ритейлерам, уровнем в 10% мало что изменит – при нехватке современных торговых площадей производители продолжат вести борьбу за полки в лучших магазинах – если не за счет бонусов, то другими методами», - подчеркивает эксперт.
Сами ритейлеры уверены, что смогут обойти эту норму закона, попросту включая премии в отдельные договоры об оказании услуг. Поставщики ведь по-прежнему хотят видеть свой товар в популярных супермаркетах и воздействовать на сетевиков рублем. Что касается сроков оплаты товара, которые теперь будут зависеть от срока годности – то участники рынка не исключают, что накладные просто будут оформляться задним числом.
«Я глубоко убежден, что никакой новый закон помочь не может, потому что все, что не запрещено – то разрешено. Даже ФАС еще не понимает, что такое регулирование на муниципальном уровне. И что через полгода с них спросят методику и все прочее – это будет большая проблема. Теперь Минпромторг – он тоже защищал нас, защищал и прозащищался. Я думаю, нужно было пригласить ту неведомую сторону, которая с той стороны инициирует закон. ФАС – это лишь инструмент, меч, который сечет голову или нет. Кого мы там угнетали, если производители, с которыми я общаюсь, говорят, нам это не надо», - заявил Сергей Галицкий.
«В России очень часто, и я думаю, что данный случай не исключение, декларируемые цели закона и то, к чему это приводит – совершенно противоположные вещи. Поэтому, если декларируется, что закон направлен на снижение розничных цен, помощь мелким сетям, средним производителям и поставщикам, то, скорее всего, все будет наоборот. И я, конечно, думаю, что крупным сетям будет легче выжить в любом регулировании, чем средним и небольшим», - говорит президент X5 Retail Group Лев Хасис.
К слову, истинный владелец этой компании, олигарх Михаил Фридман, в ходе обсуждения закона о торговле жаловался Дмитрию Медведеву на излишнюю строгость по отношению к торговцам. Ритейлеры, видимо, привыкли к тому, что им многое позволительно, в том числе практика «входных билетов» и самостоятельный взгляд на стоимость продуктов. Поэтому теперь, даже в свете несущественных (как видим) изменений правил игры, они, кипя эмоциями, не могут сформулировать, кому в итоге станет хуже.
Впрочем, как заявил «Веку» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, оплачивать эту торговую войну придется простым россиянам.
«К сожалению, у нас такая практика: все войны, будь то торговые сражения или войны за бюджеты и так далее – они все практически гарантированно ложатся на плечи потребителей. Так или иначе, используя ссылки на инфляцию, на то, что «овес нынче дорог», ритейлеры все равно будут повышать цены на конечный продукт. Нагрузка на розничную сеть будет увеличиваться, и требовать от нее в финансовом смысле будут много. А других инструментов, кроме как повышение конечной цены для потребителей, у розничной сети нет», - полагает Алексей Мухин.
Кроме того, простые покупатели по-прежнему плохо информированы о качестве того или иного продукта, о том, что следует приобретать и по каким ценам. На фоне этого непонимания, считают эксперты, ритейлеры могут разгуляться. Только сообщи потребителям, что завтра во всех магазинах закончится соль – за один день этот продукт сделает торговцам месячную выручку.
«Потребитель остался незащищенным, и незащищенность его становится все больше. В условиях кризиса он все чаще оказывается в ситуации, когда ему предлагаются товары и опасные для его здоровья и, особенно, фальсифицированные, у него нет нормальной информации, чтобы рационально выбирать», - говорит председатель Союза потребителей России Петр Шелищ.
Глава СПРФ тут же приводит яркий пример. «Мы провели испытания, взяли в магазинах пять разных образцов кофе, цена от 81 рубля до 217 рублей за сто грамм. В результате оказалось, что те, которые дешевле, лучше, чем дорогие. Три образца кофе гранулированного и порошкообразного от 45 до 106 рублей за сто грамм оказались по качеству абсолютно одинаковыми. Как потребитель может это все узнать?».
В-общем, не видать, что наступила тишь да благодать. Торговая война, видимо, не закончилась даже с принятием закона. Сами законодатели должны понимать, что поработали на «троечку», и в дальнейшем в принятый вариант нужно вносить коррективы. Коррективы, призванные защитить потребителей и производителей-аграриев, а не ритейлеров, которые громко возмущаются и тут же в открытую говорят о «лазейках». «Очень важно, чтобы мы принимали решения, исходя не из какого-то краткосрочного пиара или какой-то политической выгоды, а исходя все-таки из холодных расчетов, которые действительно приведут в будущем к тому результату, который мы декларируем. Но, к сожалению, закон стал политическим», - указал на недочеты нового закона депутат Госдумы Владимир Груздев.