Напомним, что AiRUnion был создан в прошлом году и по итогам января-декабря по объему перевезенных пассажиров занял третье место в России. Недавно Владимир Путин подписал указ, согласно которому 47% в новом холдинге будет принадлежать государству, а другая часть структурам, близким к Абрамовичу. «ЭйрЮнион» должна стать второй после «Аэрофлота» крупнейшей авиакомпанией.
Заметим, что два года назад прокуратура Самарской области направляла исковое заявление в областной арбитражный суд, намереваясь оспорить совершенную ранее сделку, в результате которой доля государства в уставном капитале ОАО „Авиакомпания Самара „ уменьшилась с 51% до 46,5%. Дело в том, что в 1997 году было инициировано объединение авиакомпании „ Самара „ с ОАО „Авиакомпания АэроВолга“, в связи с чем «Самара «провела допэмиссию акций, в которые были конвертированы акции «АэроВолги“. По мнению прокуратуры, госпакет акций был размыт без соответствующего разрешения федеральных органов, так как по закону при увеличении уставного капитала компания должна была предусмотреть механизм сохранения доли государства. Однако прокурорам ничего добиться не удалось.
Следует отметить, что менеджмент в «Самаре» не отличался особой эффективностью. Так, в 2006 году убыток ОАО «Авиакомпания „Самара“ по РСБУ составил 94.8 млн. руб., что соответствует уровню 2005 года. Об этом говорится в отчете компании.
А в 2005 году совет директоров ОАО „Авиакомпания „Самара“, учитывая финансовое состояние общества, рекомендовал общему собранию акционеров принять решение и дивиденды по итогам работы общества за 2005 год не выплачивать.
То, что у авиакомпании большие финансовые проблемы, говорят многочисленные иски ФНС. В настоящее время «Самара“ подала иск к межрайонной ИФНС России по КНП по Самарской области о признании незаконным решения N34 о взыскании налога, сбора и пени в сумме 18.99 млн. рублей за счет имущества, а также иск к МИ ФИС по КНП о взыскании штрафа в размере 24.66 млн. рублей.
Впрочем, подобные претензии появляются не в первый раз. Так, в 2000 году ФГУП ГНПРКЦ «ЦСКБ-Прогресс» передала авиакомпании в аренду самолет Ту-134 для поддержания летной годности. Однако платежи осуществлялись нерегулярно. Это послужило поводом не продлять договор аренды в 2004 году. Однако авиакомпания рассчитываться по долгам не стала. В 2005 году арбитражный суд предписал «Самаре» компенсировать 4,18 млн. рублей.
Сейчас на авиакомпанию подали в суд сразу три организации: ООО ТЗК «Аэрофьюэлз“ на 18,7 млн. рублей, ОАО «Востокэнергомонтаж“ на 411,4 тыс. рублей и ЗАО «Авиатехнология“ на 9,18 млн. рублей. Как сообщил «Веку» источник в «Самаре», все компании являются партнерами, и во избежание возможного ущерба решили подстраховаться. Вместе с тем источник не исключил того, что подобным образом на г-на Абрамовича пытаются оказать давление. Как сказал наш собеседник, после того как Владимир Путин подписал указ о создании компании, активизировались силы, пытающиеся помешать этому процессу». Кто эти «силы», источник не уточнил.
Между тем, сомнительно, что кто-то мог после подписания Путиным соответствующего указа, помешать созданию авиакомпании. Скорее всего, кто-то из чиновников хочет получить, так называемый «откат». Вполне возможно, что за лоббирование указа в президентской администрации некие лица не получили свою долю, и оказывая давление пытаются ее получить.