В первом месяце 2017 года российские автосалоны смогли реализовать всего 77,9 тыс. автомобилей, что на 5% ниже прошлогоднего показателя, подсчитали в Ассоциации европейского бизнеса. Немаловажно, что база 2016 года является крайне низкой – тогда продажи обвалились сразу на 29%. Руководитель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер признает, статистика января существенно подкосила надежды участников рынка на значительный рост. Однако положительные тенденции проявятся достаточно скоро, уверен специалист.
В сегменте иномарок существеннее всего обвалились продажи у Toyota, которая смогла реализовать 3,8 тыс. автомобилей. Падение по компании составило 37%. Далее следуют Mercedes с падением на 23% и объемом продаж 2,5 тыс. машин, а также Hyundai – россияне купили 6,7 тыс., или на 16% меньше автомобилей этого бренда, чем год назад. Зато для АвтоВАЗа картина более оптимистична: продажи выросли на 5%, достигнув 16,3 тыс. транспортных средств. Каждая пятая приобретенная в России в январе машина была выпущена Волжском автозаводе. Существенные колебания не произошли в объемах реализации Skoda и Ford – машин этих брендов было продано 3,5 тыс. и 2,2 тыс.
Участники рынка заметного беспокойства январскими показателями не проявляют. Они полагают, что переход к росту состоится летом и осенью. При этом в АвтоВАЗе рассчитывают на сохранение по итогам года январских темпов прироста объема продаж, зато в Ford Sollers надеются на прирост на уровне 10%. Источники в большинстве представленных на российском рынке компаний указывают цифру в 5%.
Дилеры допускают различные варианты развития событий. Руководитель департамента продаж "Автоспеццентра" Алексей Потапов напоминает, что в марте-апреле состоится запланированное повышение цен на сошедшие с конвейера в этом году автомобили. Поэтому годовой объем продаж либо совпадет с прошлогодним, либо, при реализации оптимистичного сценария, увеличится на 5%.
Те же дилеры, в салонах которых в январе имел место точечный рост продаж, уверены, что по итогам года выйдут на высокие результаты. Такого мнения, в частности, придерживаются в представленной на Урале группе компаний «Автобан». Зато председатель ассоциации челябинских дилеров Александр Рулевский уверен, что прорыва на рынке ждать не нужно, так как россияне перестали воспринимать машины как приобретения первой необходимости, хотя по-прежнему испытывают в них потребность.