Основными аргументами, которые повлияли на решение Общественного совета Росавтодора, стали время и деньги. В ходе заседания руководитель ФГУ «Дороги России» Андрей Журавлев пугал приглашенных экспертов и защитников Химкинского леса тем, что штрафные санкции за изменение маршрута могут составить около 3 млрд. рублей, а перепроектирование и строительство затянется как минимум на 3 года.
Работы по строительству скоростной трассы Москва - Санкт-Петербург через Химкинский лес начались в нынешнем году. Строительная техника появилась в лесу в мае, вырубка деревьев началась в середине июля, но тут вмешались «зеленые» и представители местной и столичной общественности. Против вырубки леса протестовали оппозиционные, экологические, правозащитные организации, а также рядовые граждане.
Вырубку Химкинского леса остановил 26 августа президент России Дмитрий Медведев, поручивший правительству РФ приостановить строительство автодороги до проведения новых общественных и экспертных слушаний по этому вопросу. Позже, в начале сентября, глава государства заявил, что не всегда экономические выгоды надо ставить выше вопросов экологии.
Как показал опрос, который недавно провели социологи «Левада-Центр*а» по заказу «Гринпис России» и Всемирного фонда дикой природы (WWF) России, 77% респондентов высказались за сохранение леса. Опрошены были 500 человек старше 18 лет, жители Химок, сообщает «Интерфакс».
Примечательно, что данные соцопроса в пух и прах разбивают недавнее заявление губернатора Московской области Бориса Громова, утверждающего, что во время недавно проведенных в Химках общественных слушаний большинство горожан поддержали проект строительства трассы через Химкинский лес.
Если почитать сайт Химкинской администрации, может создастся впечатление, что вырубку леса поддерживают и власти, и все 100% местных жителей. Сайт переполнен хвалебными отзывами о проекте трассы через лес, которые подписаны якобы простыми химчанами. В адрес защитников леса летят неприкрытые хамство и проклятия. В комментариях к этим записям тоже царит удивительное единство. Однако, как убедилась редакция NEWSru.com, проведя свой эксперимент, это впечатление ошибочно: если попытаться выразить альтернативную точку зрения, модератор на сайт ее не пропустит.
Что касается «общественных слушаний» по проблеме строительства трассы, организованных в Химках местными властями и дорожными строителями 2 сентября, до их проведения знали о том, что они состояться, только около 12% опрошенных, 46% услышали об этом уже после оглашения результатов слушаний, а 36% респондентов до сих пор ничего об этом не знают, выяснили социологи.
Решение Общественного совета Росавтодора можно было бы посчитать окончательным в споре между сторонниками и противниками строительства трассы. Но «зеленые» вскоре подкинули горькую пилюлю властным оппонентам.
Выяснилось, что два километра планируемой скоростной трассы Москва-Санкт-Петербург идут аккурат над трубой газопровода высокого давления. Защитники леса и ранее говорили об этом строителям, но их никто не слушал. Пока прокладчики дороги сами не наткнулись на столбики газопровода, никакой веры «зеленым» не было.
Инженер-строитель Серафима Наумочева на пресс-конференции, организованной в среду фракцией КПРФ в Мосгордуме, сообщила, что за четыре дня до распоряжения президента о приостановлении строительства автодороги через Химкинский лес строители остановились сами. «Мы и раньше говорили о том, что трасса проходит по газопроводу, но нас не хотели слышать, пока строители сами не уткнулись в столбики газопровода, - цитирует Наумочеву «Газета.Ru». - На следующий день на Старбеевском поле, где газопровод и будущая трасса полностью совпали, с утра и до поздней ночи работали очень озабоченные геодезисты, и вырубка больше не возобновлялась».
Проверка карт подтвердила, что газопровод диаметром 1200 мм и давлением 12 кг на кв. см тянется из Москвы в Шереметьево и проходит по химкинскому микрорайону Левобережный, в том числе между двумя коттеджными поселками, по дну Канала им. Москвы, по Старбеевскому полю и дальше по лесопарку и Молжаниновским полям.
Как можно было «потерять» такой объект при проектировании высокоскоростной автомобильной трассы, одному Богу известно. Теперь сторонники Химкинского леса получили достаточно веский аргумент и в качестве альтернативы предлагают построить тоннель.