Сложная политическая и экономическая ситуация повлияла и на автомобильный рынок Украины. Резкие изменение валютных курсов стали причиной того, что официальные дилеры не продавали новые автомобили несколько дней. Большинство импортеров реализуют машины со складов и намерены существенно повысить цены на модели 2014 года выпуска.
За первые два месяца текущего года на Украине отмечается снижение продаж новых автомобилей. По сравнению с аналогичным периодом 2013 года объемы продаж сократились почти на 30%. По мнению большинства аналитиков, в случае сохранения специальной пошлины и утилизационного сбора по итогам текущего года украинский рынок сократится на 25%.
Впрочем, среди авторитетных украинских экспертов есть и те, кто называет такой прогноз оптимистичным. По их мнению, из-за тяжелой экономической ситуации в стране авторынок может сократиться на 40%. Аналитики отмечают, что с начала марта стоимость автомобилей большинства представленных на рынке марок уже выросла на 20%.
Тем не менее, некоторым компаниям даже в это непростое для страны время удается демонстрировать рост продаж. Так, в пресс-службе официального импортера UZ-Daewoo сообщили, что поставки ведутся в запланированных объемах.
По словам представителя пресс-службы "Укр-УзАвто", ситуация в настоящее время стабилизировалась, и все продавцы принимают заказы, но преимущественно с предоплатой, объем которой достигает 100%. В компании также отметили, что в настоящее время активно распродаются модели 2013 года, а автомобили этого года выпуска, скорее всего, подорожают.
Один из крупнейших участников украинского авторынка "Виннер Импортс Украина" приостановил поставку новых автомобилей Ford и не принимает заказы на модели текущего года выпуска. В конце февраля официальным дистрибутором на 5% были повышены цены на ввозимые автомобили. Компания следит за колебаниями курсов валют и при необходимости ежедневно корректирует цены.
Глава компании "ABT Бавария", специализирующейся на моделях BMW и MINI, также сообщил о заметном снижении уровня продаж. Поставки новых моделей своим дилерам приостановила и компания "Хюндай Мотор Украина".
В то же время группа компаний АИС, импортирующая китайские автомобили, продажи не приостанавливала. Несмотря на рост цен, в компании отмечают, что в феврале активным спросом пользовался весь модельный ряд Geely, SsangYong и MG.
Автопром является наглядным примером того, как политические события могут отразиться на украинской экономике. Затяжной кризис на Украние способен не только негативно сказаться на росте продаж европейских автомобилей, но и угрожает восстановлению всей европейской экономики, считают эксперты издания The New York Times.
Впрочем, ведущие мировые автопроизводители больше обеспокоены не проблемами на украинском автомобильном рынке, а падением уровня продаж в России, причиной которого может стать ослабление курса национальной валюты.
Сложившуюся на рынке ситуацию топ-менеджеры автомобильных компаний обсудили в рамках Женевского автосалона. Большинство из них обеспокоены возможным спадом продаж в России. Отметили руководители компаний и тот факт, что сложившиеся обстоятельства ставят под угрозу тот небольшой рост европейских продаж, который наметился в России в последнее время. Озабоченность автопроизводителей не сложно понять, поскольку Россия - второй по величине авторынок в Европе.
События на Украине могут сказаться и на экспорте автомобилей, произведенных в РФ. Так, поставки на Украину в связи с тяжелой экономической обстановкой в стране уже прекратил КамАЗ.
Однако, по мнению аналитика "ВТБ-Капитал" Владимира Беспалова, сокращение объемов экспорта российских автомобилей на Украниу значительно не повлияет на внутренний рынок соседней страны.