18+
  1. «АвтоВАЗ»: кому роли, кому доли?

«АвтоВАЗ»: кому роли, кому доли?

«АвтоВАЗ»: кому роли, кому доли?
«АвтоВАЗ» по-прежнему является лидером негативных новостей. Волжский автозавод, донельзя избалованный государственными траншами, вновь выступает в роли просителя – его менеджеры объявили, что для дальнейшего выживания предприятию требуется еще 70 млрд. рублей.

Пока правительство решает: спасать или банкротить предприятие, вокруг «АвтоВАЗа» разворачиваются интриги. На фондовом рынке лихорадкой акций флагмана российского автопрома пытаются воспользоваться спекулянты, а некоторые бизнес-структуры играют по-крупному, пытаясь в очередной раз завладеть автоконцерном.

Ситуация вокруг «АвтоВАЗа» за последние месяцы напоминает чью-то очень большую игру: с одной стороны российский автогигант навлек на себя гнев многих высокопоставленных чиновников, с другой – с ним до сих пор продолжают «нянчиться». При этом многие посторонние уже пытаются нажиться на этой затянувшейся неразберихе.

По итогам января-июля «АвтоВАЗ» потерял еще 19,4 млрд. рублей, а долг перед кредиторами вырос до 47 млрд. рублей. На сегодняшний момент краткосрочные обязательства предприятия составляют 105,5 млрд. рублей, что в два раза превышает его текущие активы. В отчете «АвтоВАЗа» говорится, что рефинансировать кредиты и займы предприятию необходимо до середины будущего года. Самостоятельно сделать автозаводу это не под силу: помимо обозначенных убытков, выручка группы снизилась на 45%, до 53,06 млрд. рублей. При этом получен отрицательный денежный поток от операционной деятельности – 13,06 млрд. рублей. Продажи автомобилей в первом полугодии упали в 2,2 раза, до 169 тыс. штук.

«При этом мы не прогнозируем быстрого восстановления спроса на автомобильном рынке России, а ограниченные возможности компании по сокращению издержек (в том числе оптимизация численности персонала) не позволяют нам говорить о скором восстановлении рентабельности «АвтоВАЗа», - пояснил «Веку» аналитик отдела анализа рынка акций ИК КИТ Финанс Артем Лаврищев.

«АвтоВАЗ» признает, что в середине нынешнего лета его спасла от банкротства государственная инъекция в виде 25 млрд. рублей. Однако уже на прошлой неделе автозавод подготовил презентацию своих перспектив - правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова было сообщено, что «АвтоВАЗ» предлагает в 2010 году докапитализировать компанию на 70 млрд. рублей. Видимо, чтобы выглядеть совсем уж умилительно и получить очередной солидный куш из бюджета, Волжский автозавод впервые официально признал то, о чем давно знают все – «качество производимых автомобилей остается чрезвычайно низким, а восприятие марки потребителями – неудовлетворительным».

«АвтоВАЗ» неконкурентоспособен, он банкрот и точка! Он как дырявое ведро – можно влить в него еще очень много денег, но до сих пор не меняется ничего: ни оборудование, ни подход к работе. Ну, продали они 25% акций компании Renault, получив в партнеры великого автомобильного менеджера Карлоса Гона (который в свое время спас компанию «Ниссан»). За 3 года «АвтоВАЗ» лишь поводил сильнейшего специалиста за нос, пока французы не махнули рукой, не желая тратить больше свои деньги. Теперь «АвтоВАЗ» ищет очередной способ «вырезать гланды». Я ни за что не проголосую за то, чтобы ему выделили даже копейку из бюджетных средств до тех пор, пока на предприятии на 100% не поменяется менеджмент вплоть до начальника цеха», - с негодованием заявил «Веку» член комитета ГД по экономической политике и предпринимательству Валерий Зубов.

«За 50 лет наш автогигант так и не научился делать автомобили. С одной стороны, правительство может сказать, мы больше не дадим вам ни копейки, с другой, как это можно сделать, учитывая, что порядка 1,5 млн. человек (и это по самым приблизительным расчетам) трудятся на заводе и на смежных с ним предприятиях? Им мы не можем сказать, что передумали помогать «АвтоВАЗу». Безусловно, предприятие нуждается в кризисном менеджере очень высокого класса, который бы пользовался доверием премьер-министра. И ему придется выдержать очень большой удар в случае с «АвтоВАЗом», - сообщил «Веку» член Комитета ГД по финансовому рынку Павел Медведев.

Непонятно, почему в очередной раз для «АвтоВАЗа» ищут какой-то «план спасения». Впрочем, как пояснил «Веку» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин, скорее всего в настоящее время делят роли и доли. «Происходит простая вещь. Руководство «АвтоВАЗа» привычным для себя способом потратило государственные деньги, а топ-менеджеры получили огромные бонусы. Госпомощь фактически ушла в песок, и это навлекло гнев Владимира Путина. Сейчас идет речь о том, что «АвтоВАЗ» должен поменять кураторов. Если господину Чемезову (глава «Ростехнологий» – ред.) удастся убедить правительство, что он найдет выход из ситуации – он и его команда могут остаться у руля. Либо компанию придется приватизировать и расставаться с ней. Вот только когда роли и доли в предприятии будут распределены – тогда ситуация прояснится», - подчеркивает эксперт.

Пока правительство ищет способы погашения огромного долга «АвтоВАЗа» перед кредиторами – решение Белого дома по этому поводу должно стать известным 10 ноября, когда состоится очередное заседание антикризисной комиссии по автопрому. Тем временем, чиновники и ведущие аналитики озвучивают несколько выходов из сложнейшей ситуации. Не теряются и некоторые бизнес-структуры.

Как уже писал «Век», на днях руководитель комитета Госдумы по экономической политике Евгений Федоров предложил в качестве меры вывода «АвтоВАЗа» из кризиса и возможного начала процедуры банкротства смену его собственника. Депутат похвалил антикризисный план самарской ГК «СОК» (крупнейшего поставщика на «АвтоВАЗ» автокомпонентов), владевшей им ранее и неоднократно обвинявшейся СМИ в попытке рейдерского захвата автоконцерна.

«Еще в 2004 году, в регионе велась серьезная игра на то, чтобы отдать «СОКу» «АвтоВАЗ», тогда еще была на это надежда, - рассказал «Веку» источник в региональном отделении «Справедливой России». – Но губернатором Самарской области стал Артяков, который был председателем совета директоров «АвтоВАЗа», он же был одним из тех, кто «выдавливал» «СОК» из предприятия. Да и «Рособоронэкспорт» в свое время очень жестко «отжимал» «АвтоВАЗ» у «СОКа» - отсекал его от дилерской сети и от поставок автозапчастей».

Группа «СОК», видимо, все же продолжает лелеять давнюю мечту и надеется теперь получить шанс «реанимировать» «АвтоВАЗ». Некоторые депутаты, впрочем, в отличие от коллеги Федорова, также как и губернатор Артяков, считают неприемлемым пускать частный бизнес на территорию госсектора хотя бы потому, что бизнесмены будут не спасать концерн, а, как это обычно происходит, пытаться оптимизировать свои расходы, сокращая персонал и лишая моногород части налогов.

Если «СОКу» все же не дадут реализовать свой «план спасения» - у ФПГ есть еще один шанс – начать приобретать ценные бумаги «АвтоВАЗа» по нынешней низкой стоимости. Ведь, как сообщил замглавы Минфина Александр Новак, один из вариантов вывода «АвтоВАЗа» из кризиса предполагает конвертацию обязательств в акции компании. Однако в этом случае необходимо одобрение концерна Renault, которому придется докупать новые ценные бумаги. «Предполагаемая конвертация долга предприятия, по всей видимости, будет осуществляться через допэмиссию, что предполагает размывание доли миноритарных акционеров. Такой вариант вряд ли устроит Renault, которому принадлежит 25% «АвтоВАЗа». Для сохранения своей доли правительство предлагает французскому концерну оплатить допэмиссию технологиями, что также не отвечает интересам французов. Ведь тогда Renault получит прямого конкурента в эконом-сегменте, в то время как в условиях 50% падения автомобильного рынка России мощности завода «Автофрамос» (выпускает Renault Logan) недостаточно загружены», - подчеркивает Артем Лаврищев.

Последние несколько дней акции «АвтоВАЗа» продолжают отыгрывать негативную отчетность, и этим падением могут воспользоваться трейдеры-спекулянты. Аналитик ИК «Атон» Юлий Матевоссов сообщил «Веку», что сейчас «АвтоВАЗ» - это спекулятивная акция, которую могут приобрести все, кто настроен на такого рода игру: сыграть на принимаемом плане реструктуризации и, следовательно, заработать на разнице стоимости акций.

«Скупать акции «АвтоВАЗа» сегодня может кто угодно, включая и ГК «СОК» и тех инвесторов, которые решили на этом сыграть. Думаю, что определенная доля спекулятивной игры здесь присутствует. «АвтоВАЗ» сейчас лидер негативных новостей, и его акции падают. Но появление положительных новостей по компании также возможно в любое время. Рынок находится в ожидании заявлений от правительства, какое решение оно примет. Как только наметятся некие черты плана спасения предприятия - акции «АвтоВАЗа» могут повести себя прямо противоположно. Это может привести к развороту тренда», - резюмирует Юлий Матевоссов.

Как рассказал «Веку» специалист отдела синдикации и продаж ТрансКредитБанка Семен Одинцов, акции АвтоВАЗа переживают период «дикой волатильности», ситуация напоминает мясорубку или, как говорят трейдеры, «пилу» в чистом виде. «Сейчас это в какой-то степени авантюризм – риск очень большой. По крайней мере, сейчас трейдер нашей компании по этим акциям не работает. По облигациям же «АвтоВАЗа» могу сказать, что там жизни нет. В этих бумажках нет ликвидности, и народ тупо ждет, что там будет решено по реструктуризации, выдаст ли кредит наше правительство».

Аналитики говорят, что любая ценная бумага достаточно известного эмитента первого или второго эшелона, который находится в затруднительном положении, а будущее его туманно – это хорошая возможность для агрессивных спекулянтов. Возможно, что «СОК», неравнодушный к «АвтоВАЗу», решит воспользоваться ситуацией. Правда, существенного пакета акций аккумулировать самарской группе все равно не удастся. « В свободном обращении находится не такой большой объем акций предприятия – реальный free float вряд ли превышает 10-15%, - пояснил «Веку» ведущий эксперт УК «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов. - С другой стороны, финансирование «АвтоВАЗа», скорее всего, действительно будет проводиться через допэмиссию, то есть «СОКу» придется или дополнительно потратить серьезную сумму на выкуп новых бумаг или смириться с размыванием своего пакета».