В прошедшую пятницу на собрании акционеров миноритарии проголосовали против заключения всех сделок с заинтересованностью на 2010 год.
Вообще-то писать про корпоративные споры языком Григория Остера и Эдуарда Успенского не вполне солидно. Акционеры принимают серьезные решения, проводят допэмиссию, концентрируют пакеты акций, подсчитывают грядущие прибыли, то есть занимаются рисковыми мужскими играми, на кону в которых стоят миллиарды и миллиарды – а о них (мужских спорах) писать, прибегая к мультяшным метафорам… Достойно ли?
Отвечу. Смотря какую цель ставит перед собой автор. Если хочет, чтобы статью дочитали до конца, чтобы вникли в суть спора – почему нет? Пиши хоть тарабарским лэнгвичем, главное – захвати читателя.
К чему лукавить – в споре иноземца и отечественного я на стороне своих и хочу, чтобы про странное поведение чехов прочитали до конца.
По сему случаю вспомнил мультфильм 30-летней давности - «Баба Яга против». Там фольклорная бабуля не пускала на Олимпийские игры в Москву Мишку. Стараниями сценаристов (вышеупомянутых Остера и Успенского) Баба Яга выказала себя отменной сутяжницей. Уж как она изощрялась, желая насолить косолапому обаяшке - и Кощея Бессмертного, и трехглавого Змея Горыныча науськивала. Все хотела изничтожить национального героя и сама стать талисманом Олимпиады. «Почему он, а не я? – возмущалась владелица ступы. – Баба Яга против!».
Из мультфильма особенно и запомнилась это пискачее и сокровенно скрипучее: «Почему он, а не я? Баба Яга против».
Если вы подумаете, что поведение малосимпатичной бабули напомнило мне поведение миноритарных акционеров «Ингосстраха», то подумаете правильно. Напомнило.
Баба Яга руководствовалась совершенно нерациональным принципом – навредить. Во что бы то ни стало. Даже в ущерб собственной репутации. Хотя какая уж репутация у карги.
Ну, подумайте сами: какое рацио в том, чтобы голосовать против всех типовых сделок, даже тех, которые сулили миноритариям в грядущем существенные финансовые обретения.
Суть сделок, о которых идет речь, - инвестиционные вложения «Ингосстраха» в развитие сети медицинских клиник «Будь здоров» на сумму около 120 миллионов долларов США, размещение страховых резервов путем передачи средств в доверительное управление «Ингосстрах-инвестиции», обеспечение функционирования деятельности компаний Группы ИНГО посредством аренды недвижимости, принадлежащей «Ингосстраху» и предоставляемой под размещение отделений компаний группы, перестрахование ответственности через перераспределение рисков внутри Группы ИНГО. При ясной голове зачем голосовать против этих сделок? Ясно же, что это не остановит развитие деятельности компании и многих направлений бизнеса: ДМС, страхования жизни, имущества, ответственности. Получается, что они рубят сук, на котором сидят.
Но нет, все равно против
Затеи Бабы Яги кончились безрезультатно - стал Мишка символом Олимпиады. Мораль мультбасни какова?
Нервничать в межличностных спорах– непродуктивно. Владелице ступы не хватило самообладания и ясной головы. Хватило бы – сидела бы в ложе для почетных гостей Олимпиады вместе с Кощеем. Ведь тоже национальный символ. Какая сказка – без Кощея! Какая акционерная компания (продолжу ассоциативный ряд) – без миноритариев! Увы, наши миноритарии в корпоративном споре, похоже, тоже разнервничались, потеряли самообладание и ясную голову.
У Остера и Успенского рухнула Баба Яга в бессильном отчаянии на землю вместе со ступой и метлой. Говоря деловым языком, потерпела крах. Таков был партийно-государственный заказ – враги Олимпиады (мы-то знаем, кто скрывался за образами злобной карги и К) должны быть посрамлены.
И мне не нравится, когда рушат чужестранцы отечественный бизнес. Когда свои рушат – еще куда ни шло. Не привыкать. Хотя тоже плохо. Но вот когда чужие. За державу обидно!
Потому и вспомнил мультяшный сюжет. Зарубежный акционер (а миноритарный в особенности) должен понять: пойдешь на наш бизнес с недобрым умыслом, быть тебе битым как бабушке Яге. Примешь установленные российскими законами правила игры (непростые, но правила) – станешь желанным и добрым талисманом. Как косолапый Мишка.
Такая простая мораль.