В частности, Собянин обозначил транспортный вопрос самой главной проблемой столицы на сегодняшний день. В этой связи на плечи Департамента транспорта и связи Москвы, как курирующего органа, ложится ответственная работа, тем более, что за этими самыми плечами нынешнего руководителя ведомства имеется «богатый» опыт разрешения кризисных ситуаций.
Челябинец Василий Кичеджи возглавляет Департамент транспорта и связи Москвы сравнительно недавно – с марта 2009 года. Экономист и управленец в одном лице (у него два высших образования), Кичеджи свой трудовой путь начал на крупнейшем в Челябинске тракторном заводе (ЧТЗ). Сначала слесарем, потом шофером. В 90-е Кичеджи быстро нашел свою нишу в среднем бизнесе. Одним из первых в области он приватизировал Миасский мясокомбинат, а затем и ресторан Торгового центра, где впервые в Челябинске стали танцевать стриптиз. Затем открыл первое в Челябинске казино – на улице Пушкина, построил храм Василия Великого в Тракторозаводском районе, а в 1995 году снова пришел на родной завод, правда, уже в качестве генерального директора ЧТЗ, который вскоре сам и разорил. Челябинская прокуратура возбуждала против Василия Кичеджи уголовное дело по факту предумышленного банкротства ЧТЗ. В вину ему и его ближайшим соратникам ставилось то, что в преддверии банкротства они вывели значительную часть активов предприятия в частные посреднические структуры. Руководителями и фактическими собственниками этих «фирмочек» становились сам Василий Кичеджи и близкие к нему члены совета директоров.
В действиях группы бывших руководителей ЧТЗ прокуратура Челябинска нашла признаки преступлений, предусмотренных статьей 195 УК РФ (неправомерные действия при банкротства) и частью 2 статьи 201 (злоупотребление служебными полномочиями). Вменяемая Василию Кичеджи и его соратникам статья 201 УК предусматривает наказание на срок до пяти лет лишения свободы. Менее тяжкая 195-я статья подпадает под действие амнистии.
Кичеджи обещал приехать на допрос в январе 2000 года. Не приехал. После того, как следствие вступило в финальную стадию, Василий Кичеджи перестал откликаться на звонки из прокуратуры Челябинска, писала местная газета «Челябинский рабочий» во время разгара скандала вокруг ЧТЗ в 2000 –м. Предъявить обвинение гендиректору так и не удалось: Василий Кичеджи в Челябинске не появлялся, а в Москве он был недосягаем. В итоге дело развалилось.
Пока на родине Кичеджи прокуратура разбиралась в экономических лабиринтах ЧТЗ, сам фигурант уголовного дела в столице устроился довольно таки неплохо. Сначала он стал вице-президентом «Инкомбанка», в чем-то повторившем судьбу ЧТЗ, затем вошел в состав ликвидационной комиссии, занимался продажей активов, после чего плавно переместился на должность заместителя председателя «Московского инвестиционного банка». Знакомства на новом месте снова привели его в управленческую сферу – на этот раз в администрацию Волгограда, однако там он особо не успел «засветиться», так как дела у Василия Николаевича пошли, что называется, «в гору».
С 2000 по 2004 год он – заместитель полномочного представителя президента РФ в Центральном федеральном округе по экономике. С 2004 по 2008 годы занимался предпринимательской деятельностью в сфере медийного и строительного бизнеса. Наконец, 17 марта 2009 года Василий Николаевич назначен на должность руководителя Департамента транспорта и связи города Москвы.
Параллельно с государственной службой Василий Кичеджи снова занялся бизнесом, на этот раз выбор пал на «четвертую власть». Кичеджи принадлежит фирма «Бонавентура» (пакет акций ОАО «Концерн Радио-Центр»: радиостанция «Говорит Москва», радиостанция «Общественное российское радио», радиостанция «Радио Спорт», пакет акций ОАО «ГТК ТВ Столица»).
Сегодня Василий Кичеджи позиционируется как уважаемый человек, доктор экономических наук, кавалер трех орденов Русской православной церкви. А в Челябинске часто вспоминают слова Владимира Селезнева. В свое время, делая доклад Б. Ельцину о рыночных «ростках» в регионе и ярких представителях нарождающегося бизнеса, Селезнев, тогда полномочный представитель президента в Челябинской области, упомянул две фамилии: Александра Аристова и Василия Кичеджи. «Мой прогноз сбылся наполовину», - видимо, вспомнив о судьбе ЧТЗ, пояснил Селезнев. А помолчав, добавил: «Нет, Вася все-таки – титан».
Кстати говоря, прежний мэр Москвы Юрий Лужков отзывался о работе нового начальника ДТ и С тоже довольно хорошо, высоко оценивая «модернизированную направленность» решений Кичеджи. Зато генеральный директор авиакомпании «Атлант-Союз» Евгений Бачурин сработаться с главой Департамента транспорта и связи так и не смог по причине «различных взглядов на развитие авиакомпании».
«Если придет на пост мэра человек, который не связан с нынешней московской властью, то возможно, что он назначит на пост руководителя столичного Департамента транспорта нового руководителя, который по-другому взглянет на московскую авиакомпанию», - говорят эксперты.
Станет ли Василий Кичеджи соратником нового мэра или покинет свой пост – пока не известно. Политологи по поводу его кандидатуры тоже пока никаких прогнозов не делают.
«Я думаю, что большинство чиновников, которые занимаются собственно жизнедеятельностью столицы и никоим образом не связаны с Еленой Батуриной, останутся на своих постах, но как раз транспортный блок может подвергнуться определенной перетряске, поскольку этот вопрос в числе стратегических, а не текущих. Здесь Собянин может пойти на определенные кадровые перестановки, - пояснил «Веку» директор Института национальной стратегии, политолог Станислав Белковский*. – Однако вопрос о кадровом составе Департамента транспорта Москвы будет решаться на федеральном уровне».
Сейчас, нынешнему главе Департамента транспорта и связи необходимо не «потерять доверие» нового мэра, чтобы остаться на своем посту. А судя по его прыти, если он задержится при новом мэре, то наверняка ему откроются новые горизонты применения своих способностей.
«Любой московский чиновник, если он сможет убедить Собинина в своей эффективности, сохранит полномочия. Василий Кичеджи может стать членом команды нового мэра. Теоретически возможно, что Кичеджи будет двигателем реформ Собянина, но практически это зависит от консенсуса трех федеральных чиновников – мэра Собянина, министра транспорта Левитина и первого вице-премьера Шувалова. Не случайно эта тема стала предметом недавнего обсуждения этих чиновников. Возможно, у них будет и своя кандидатура на этот пост. Пока загадывать судьбу Кичеджи рано», - отметил Белковский.
Василий Кичеджи старается. На днях Департамент транспорта и связи на своем официальном сайте опубликовал проект Концепции развития городского пассажирского транспорта Москвы на 2011- 2013 годы. На базе ГУП «Мосгортранс» и «Московский метрополитен», являющихся монополистами в своей отрасли, предлагается создать некоего «национального универсального оператора общественного транспорта», который будет конкурировать наряду с частными компаниями», то есть, зафиксировать привилегированное положение государственных компаний. Заодно московскими чиновникам хочется ввести плату за въезд в центр города.
Оценит ли «старания» Василия Кичеджи новоиспеченный глава столицы, покажет время.