Для «Единой России», являющейся партией власти и стремящейся занять в нижней палате парламента подавляющее большинство мест, это может оказаться неприятным сюрпризом.
Минувшая неделя стала своеобразным индикатором, выявившим, что рост цен в России в нынешнем году, несмотря на усилия правительства, не только не прекратился, но готовится к новому витку.
Именно такой вывод можно сделать из недавнего заявления представителя Московской топливной ассоциации (объединяет операторов двух третей столичных АЗС), заявившего о существовании экономических предпосылок роста цен на бензин в столичном регионе, которые могут вырасти уже в ноябре-декабре.
Впрочем, и без заявлений чиновника МТА совершенно очевидно, что цены на бензин и дизельное топливо вопреки всяким договоренностям правительства с нефтяными компаниями о моратории на их повышение, будут расти. Причем, не только в Московском регионе, но и в других субъектах РФ. Кстати, только за последние месяц-полтора бензин АИ-92 подорожал на столичных АЗС в среднем на 20-50 копеек за литр. И это – не предел. На прошлой неделе в ряде СМИ появилась информация о возможном подорожании в Москве и Московской области моторного топлива еще на 10-15%.
Нефтяники объясняют эту тенденцию сокращением объема производства нефтепродуктов, произошедшего из-за аварии на Рязанском НПЗ, ремонта на Нижегородском НПЗ и профилактической остановки Московского нефтеперерабатывающего завода (МНПЗ).
Полное несогласие с этими утверждениями высказал первый заместитель мэра Москвы Юрий Росляк, заявивший, что слухи о зависимости потенциального роста цен от выработки МНПЗ являются совершенно безосновательными, тем самым дав понять, что грядущий рост цен на моторное топливо связан совершенно с другими причинами.
По мнению экспертов рынка, приводящих статистические данные, свое влияние на ценовую ситуацию на внутреннем рынке продуктов нефтепереработки оказывает беспрецедентный рост стоимости «черного золота» на мировых рынках. Все это привело к тому, что в октябре российские нефтяники увеличили экспорт нефти на 5,7% в дальнее зарубежье и на 26% - в страны СНГ. В итоге, хотя в октябре в России было произведено 42,011 млн. тонн нефти, ее экспорт «Транснефтью» увеличился на 18,8 млн. тонн, в то же время поставки сырья на российские НПЗ сократились на 2,6% - до 18,3 млн. тонн. Снизились объемы нефтепереработки и в сентябре нынешнего года.
Сложившейся на отечественном рынке нефтепродуктов ситуацией заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС России), направившая на днях запросы крупнейшим нефтяным компаниям о причинах сокращения объемом нефтепереработки в сентябре. Об этом российским информагентствам заявил начальник управления топливно-энергетического комплекса ФАС Александр Пироженко, подчеркнувший, что служба хочет понять, почему в сентябре – октябре, в период снижения спроса и при высоких вывозных пошлинах на нефтепродукты, цены пошли вверх, в частности, цена дизельного топлива скакнула вверх сразу на 30%.
По словам чиновника ФАС, антимонопольная служба также потребовала от российских НПЗ сведения о плановых и фактических ремонтных и профилактических работах, приведших к сокращению объемов производства нефтепродуктов.