После президентских выборов россиянам придется платить по многим счетам, будь то предвыборные обещания властей или «ручное» сдерживание цен. По всей видимости, одними из первых раскошелятся атовладельцы.
Мораторий цен на топливо, введенный перед Новым годом по инициативе президента Дмитрия Медведева, дал результаты: по данным Росстата, оптовые цены производителей на автомобильный бензин в январе этого года упали на 10,5% после снижения на 4,3% в декабре. Розничные цены в первый месяц года также снизились, но гораздо «скромнее» — на 0,3%, как и в декабре.
Итоговая статистика за февраль также продемонстрирует подчинение нефтяников воле главы государства, предполагает портал BFM. И это несмотря на то, что с 1 января этого года значительно повысились акцизы на бензин и дизтопливо — в среднем они выросли на 30%.
С 1 января 2012 года ставки акцизов индексируются в зависимости от класса топлива («Евро-3», «Евро-4» и «Евро-5»). В текущем году ставка акциза для бензина ниже класса 3 составляет 7,7 тысячи рублей за тонну, акциз на бензин класса 3 — 7,8 тысячи рублей за тонну, на бензин класса 4 — 6,8 тысячи, на бензин класса 5 — 5,1 тысячи рублей за тонну.
Многие эксперты говорят, что после выборов президента России стоимость топлива на АЗС должна поползти вверх – пока нефтяники выполняют договоренность о замораживании цен. Но срок этой самой договоренности истекает в самом начале марта, а, как известно, еще в декабре, после незначительного снижения цен на бензин, представители нефтяного рынка жаловались на то, что вынуждены работать себе в убыток.
По мнению аналитика ИФД «Капитал» Виталия Крюкова, после выборов розничные цены на бензин вырастут в любом случае. «Помимо повышающихся цен на нефть, конечно, основное влияние окажут налоги, акцизы, которые были повышены с начала года», — пояснил он в беседе с BFM.ru.
По словам эксперта, несмотря на четкую договоренность между правительством и нефтяниками по сдерживанию цен на топливо до выборов, власти понимают, что компании несут в связи с этим определенные убытки. И их необходимо будет восполнить. «В итоге, все это будет переложено на конечного потребителя», — считает эксперт.
Аналитик «Арбат Капитала» Виталий Громадин считает, что при любом варианте развития событий питать иллюзии относительно сохранения цен на бензин ниже 30 рублей за литр в России не стоит.
«Правительство, в принципе, не скрывает, что вручную сдерживает цены на относительно низком уровне до предстоящих президентских выборов. Но нельзя не брать в расчет, что в середине года предвидится дополнительное повышение акцизов более чем на 5%», — пояснил BFM.ru эксперт.
Как заявил «Веку» управляющий фондом «Финам Нефтегаз» Роман Беседовский, никакого «взрывного» роста цен на бензин ожидать не стоит. «Вообще-то ВИНК взаимодействуют с правительством по вопросам ценообразования и объема предложения топлива на внутреннем рынке на постоянной основе, а не только в предвыборный период. И делается это обычно достаточно публично. Однако смысла специальных предвыборных договоренностей еще никто внятно не объяснил. Позитивный эффект на рейтинг кандидата от власти могло бы произвести значимое снижение цен на топливо, на 10 и более процентов, которое было бы подкреплено некими институциональными решениями, обеспечивающими долгосрочность данного эффекта».
По словам Беседовского, изменения цен на топливо в большей степени зависят от конъюнктуры рынка нефти и нефтепродуктов, как мирового, так и российского, а также подвержены воздействию общеинфляционных процессов и фактору ослабления/укрепления рубля. «В вопросе конъюнктуры рынка определенное влияние оказывают сезонные факторы, в частности, зимнее снижение спроса, эффект которого привел к некоторому снижению внутренних цен в последние месяцы. Кроме того, естественно, государство регулирует соотношение рентабельности внутренних и экспортных продаж для игроков рынка за счет экспортных пошлин, которые призваны сделать внутренние продажи для нефтеперерабатывающих компаний не менее выгодными, чем экспорт. Эти пошлины никуда не исчезнут после выборов, а с учетом роста мировых цен на нефть и нефтепродукты, вероятно, будут даже повышены», - отмечает эксперт.
Естественно, говорит Беседовский, весной нас ждет рост цен на моторное топливо, однако, он будет в целом укладываться в рамки сезонных колебаний (рост активности автовладельцев и начало сезона полевых работ), а также в русло роста цен на мировом рынке, где нефтяные котировки уже осваивают уровень 125 долларов за баррель марки Brent. «Последний фактор будет отчасти смягчаться тенденцией укрепления рубля. Однако, повторюсь, никакого взрывного роста цен ожидать оснований нет», - подчеркивает аналитик.
Виталий Крюков также сомневается, что правительство допустит резкий скачок цен на топливо после выборов. «Скорее всего, это будет постепенное повышение в течение всего года. Не думаю, что правительство полностью отпустит цены — иначе это будет очень плохим знаком. Полагаю, что все будет сделано как можно незаметней для потребителей, но, в конечном итоге, рост все равно будет», — уверен эксперт.
Впрочем, в некоторых регионах оптовые цены на бензин поползли вверх, не дожидаясь выборов. Например, в Петербурге за последние дни они выросли на 1–1,5 тыс. рублей за тонну, сообщил порталу «Деловой Петербург» президент Нефтяного клуба Петербурга Олег Ашихмин. В течение месяца рост цен перекинется и на розницу, достигнув всех российских АЗС.