О махинациях и сложных схемах с фирмами-однодневками писали уже не раз.
Вообще проблемы с коррупцией в сфере гособоронзаказа в целом – постоянная головная боль правительства. Но это – часть большой политики. Ну а мы вернемся к частностям.
Например, многострадальная тема «переодевания» силовиков в разработанное модными дизайнерами обмундирование и снаряжение. Дискутировать о его необходимости и качестве не будем ввиду бессмысленности обсуждения свершившегося факта. Больше беспокоит будущее.
Специальные «заказывающие» управления с высокопрофессиональными специалистами были расформированы и упразднены, техническая и методическая документация уничтожалась, испытательная база (например, полигон «Ржевка») практически перестала существовать. Старых военных «профи» заменили назначенцы, в лучшем случае, со знанием налогового кодекса.
Отсутствие представлений о требованиях реальной службы при хорошем знании экономической теории новых управленцев из Минобороны к простой мысли - нет смысла делать много контрактов с разными поставщиками. Значительно удобнее сделать один большой контракт с одним поставщиком. Ведь для современного владельца диплома МВА из Минобороны все едино - кожаные ремни и портупеи, постовой тулуп, больничные халаты, плащ-палатки и маскхалаты. Это же всё шьётся. Поэтому проще всё свалить в один большой лот, а тот, кто выиграет, тот и будет поставщиком. Дешево и сердито.
Загвоздка в том, что всё это имущество делают принципиально разные фабрики. Но это как раз никого из современных тыловиков не пугает. Так, например, таким универсальным поставщиком по одному из лотов Минобороны стала фирма «БТК» («БТК-групп», принадлежит Таймуразу Боллоеву) из Санкт-Петербурга. И, несмотря на то, что упомянутая выше БТК за 4 года ни разу не выполнила гособоронзаказ, она продолжает упорно побеждать в конкурсах Минобороны.
Юридически, согласно пресловутому 94 ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд", это не противоречит законодательству. Фактически же создаётся прослойка, отрезающая производителя от заказчика, от возможности конкурировать с такими же производителями по качеству. И естественно, более трети контракта моментально растворяется в воздухе, заставляя производителей работать за бесценок, да еще в ущерб качеству продукции.
Передовой опыт Минобороны очень быстро поддержало МВД - с приходом нового замминистра Сергея Герасимова и его команды профессионалов.
В распоряжении редакции попали достаточно интересные документы о всего одном элементе войны за госзаказ. В частности, речь идет об организации закупок «средств индивидуальной бронезащиты (СИБ)» для МВД и Минобороны России. Так вот, по мнению представителя компании-изготовителя этих самых средств, изложенных в письме в правительство, ситуация в этой сфере сложилась «чрезвычайная».
И таковой она стала, во многом благодаря господину Герасимову и его людям – сотруднику его аппарата А.В.Немчикову, начальнику ГЦОР МВД РФ С.И.Милейко и другим.
При этом именно с приходом этих лиц из аукционной документации исключается требование к качеству товара (продукции) о том, что продукция должна состоять на вооружении МВД РФ.
Пересказывать все перипетии этого данного дела не очень интересно – такие схемы обкатаны госструктурами давно и описывались не раз. Суть в трех словах такова – чиновниками заинтересованных ведомств еще на стадии подготовки конкурсной документации создаются условия для того, что бы реальные предприятия-производители фактически отказывались от участия в аукционах.
Спектр инструментов так же стандартен – преднамеренно сокращаются сроки реализации контрактов при одновременном увеличении объемов работ, увеличивается начальная цена контракта, смешиваются в одном лоте товары разных видов (как отмечается в письме, «от бальных платье до комбинезонов для летчиков»).
Одновременно применяется масса других «уловок», когда предприятиям- производителям напрямую заявляют, что какая бы у них конкурсная документация ни была, как бы хорошо она ни была оформлена, вас всё равно до конкурса не допустят.
Поскольку уже подготовлены для выигрыша, к примеру, ЗАО «Текстильно-производственная Компания «Октябрь», зарегистрированная в 2008 году с уставным капиталом 100 000 рублей и ООО «Оптторгсервис», зарегистрированная в 2006 году с уставным капиталом 10 000 рублей!
Что, кстати, не помешало той же «Оптторгсервис» в 2011 году стать поставщиком для нужд МВД широкой линейки продукции - начиная от подворотничков и заканчивая командно-штабными машинами.
Либо назначаются столь крупные откаты, что если реальный производитель даже и согласится, то при проверке налоговой инспекции скорее всего попадёт под статью. Поскольку спрятать откат в 30% с миллиарда практически невозможно. И фирмы-посредники получают миллиардные контракты. Например, всего один лот на аукцион на поставку вещевого имущества для нужд МВД № 38-2012АЭ, который сегодня можно посмотреть на электронной площадке на поставку вещевого имущества, стоит почти 4 миллиарда рублей.
Деятельность Герасимова и его людей зачастую приводит к весьма интересным результатам.
Возникает ещё один отдельный вопрос – как такая продукция принимается представителем заказчика. Ведь исполнение гособоронзаказа должна контролировать военная приёмка.
Итог же в том, что отдельные чиновники (в том числе в погонах) - в шоколаде, предприятия-изготовители зачастую уникальной продукции оказываются в крайне сложном финансовом положении.
Например, само производство собственных «средств индивидуальной бронезащиты» в России сегодня находится под угрозой. Но ведь покупать за государственные деньги для государства же за рубежом еще интереснее… Бог с ней, с обороноспособностью и национальной безопасностью! Но ведь многострадальные бронежилеты – только один из частных примеров «эффективного» управления.
Разумеется, многие «бизнесмены» в погонах не раз «светились» со своими подвигами на ниве злоупотреблений. К сожалению, проходящее в настоящее время реформирование «силовиков» коррупцию в этих ведомствах с разгона побороть не смогло. В том же МВД смена названия на фоне достаточно условной кадровой чистки совести ряду высокопоставленных сотрудников не добавили. Благодаря высоким покровителям (а без высокопоставленных чиновников из верхушек ведомств, очевидно, крайне сложно провернуть любую аферу по закупкам) бюджетные деньги по- прежнему успешно осваиваются, а страдают по-прежнему простые солдаты и офицеры.