Bombardier Дерипаски станет могильщиком авиапрома?

Сегодня ряд информационных агентств сообщил о том, что бизнесмен Олег Дерипаска позвонил губернатору Свердловской области Эдуарду Росселю и довел до его сведения, что едет в Екатеринбург. Этот визит, по всей видимости, связан с объединением РУСАЛа.

Дело в том, что на территории региона расположен ряд предприятий, входящих в СУАЛ, и Дерипаска хочет посмотреть на свои новые владения. Между тем многие эксперты уже укоряют бизнесмена в том, что, развивая свои сырьевые активы, он не предпринимает усилий для продвижения отечественного производства. Так, на ГАЗе бизнесмен предпочитает закупать иностранные платформы для сборки иномарок, вместо того чтобы вкладывать средства в разработку отечественного автомобиля. Вчера же стало известно о том, что Дерипаска приобретает для своего авиастроительного завода Авиакор, что в Самаре, модель самолета Bombardier Q100 на 53 места. За этот шаг некоторые аналитики уже прозвали Дерипаску могильщиком отечественного авиапрома. Ведь точно так же бизнесмен лишил граждан мечты о качественном российском автомобиле.

Напомним, что до прихода на завод ГАЗ структур РУСАЛа предприятие находилось в глубоком кризисе. Рабочим месяцами не выплачивалась зарплата, не раз останавливался конвейер. Когда же основным акционером стал Олег Дерипаска, то многие возлагали на него большие надежды. Было объявлено, что Волгу модернизируют, будет разработана новая модель автомобиля. А когда президент Путин посещал в 2003 году предприятие, то ему было доложено, что вовсю ведется проектирование новой модели Волги.

Однако Дерипаска в одночасье разрушил иллюзии доверчивых граждан. Находясь в Америке, во время своего выступления в зале Фонда Карнеги на тему Как реорганизовать бывшие советские предприятия бизнесмен заявил, что ГАЗ сворачивает производство Волги и прекращает разработку новых легковых автомобилей. И если бы не усилия нижегородского губернатора Шанцева, то производство бы действительно закрыли.

Реклама на веке

Зато Дерипаска решил привезти в Россию иномарки. В прошлом году группа ГАЗ и корпорация DaimlerChrysler подписали соглашение о покупке производственных активов завода Sterling Heights Automotive Plant (Мичиган, США), производящего автомобили Chrysler Sebring и Dodge Stratus, а также лицензии на это производство. Об этом сообщили в пресс-службе Группы ГАЗ. Оборудование должно быть перемещено на ОАО Горьковский автомобильный завод (ГАЗ, Нижний Новгород), где будет организовано выделенное сборочное предприятие. Все это, конечно, хорошо, если не учитывать, что эти модели на западе уже устарели и не пользуются большим спросом. Понятное дело, что легче сэкономить, получить прибыль сразу, чем вкладывать деньги в долгоиграющие проекты.

Аналогичная ситуация повторилась и с Авиакором, самарским авиастроительным предприятием, которое загибалось. По информации Чисел, в установленные сроки не была выпущена новая региональная машина Ан-140. Пошли слухи, что Авиакор вынужден из-за отсутствия средств вообще приостановить работу над ней и над 10 самолетами Ту-154М. В мечтах осталось производство новых самолетов Ту-354, Бе-200 и Ил-100.

У многих вновь появилась надежда на возможность этого, когда впервые было объявлено о создании Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в которую должно было войти предприятие. Однако завод купил Дерипаска, и Авиакор в холдинг не попал. Впрочем, структурами РУСАЛа было, как и в случае с Волгой, объявлено, что компания намерена возрождать отечественные проекты. Но и этим надеждам не суждено было сбыться. Вчера было заявлено, что Дерипаска покупает у канадцев самолет Bombardier Q100.

По информации Коммерсанта, мощности Авиакора позволяют одновременно собирать и Ан-140, и Q300, однако, с точки зрения бизнеса, выпуск двух идентичных моделей это нонсенс. Приход Bombardier это неминуемая гибель проекта Ан-140. По словам господина Пантелеева, сейчас примерно $6-7 млн из цены Ан-140 за счет поставок комплектующих и налогов приходится на Россию, в случае же с Q300 Россия вряд ли сможет рассчитывать на высокую степень локализации производства двигателей и авионики. Следует отметить, что для Bombardier этот 20-летний лайнер уже отработанная модель, компания спокойно может расстаться с ней.

По мнению же других экспертов, новый проект Дерипаски может и вовсе похоронить развитие отечественного авиапрома. Ведь такие примеры уже были, когда в 1991 г. правительство решило не тратить деньги на строительство отечественных самолетов, а закупить Боинги.

Сейчас, когда идет слияние СУАЛа и РУСАЛа, Дерипаска, наверное, вовсю подсчитывает прибыль, которая будет извлекаться из поставок аллюминия. Что поделать, быстрые деньги в России делаются на продаже сырья и покупке б.у. техники.

Реклама на веке
С Вайнштока сняли ауру молчания Москва-Минск: труба полярных интересов