Унесенные Шарлотсвиллем

Кинотеатр в американском Мемфисе, который на протяжении 34-х лет устраивал ежегодный показ картины «Унесенные ветром», отказался от этой традиции. Экранизацию романа Маргарет Митчелл, снятую в 1939 году, сочли расистской, поскольку в ней освещается рабовладельческий период истории США.

Причина отказа очевидна. В этом году показ совпал со столкновениями в Шарлотсвилле (штат Вирджиния) между американскими ультраправыми активистами и их противниками из-за решения местных властей демонтировать памятник командующему армией южан генералу Роберту Эдварду Ли. Американцы, выступающие против героизации Юга, считают, что фильм «романтизирует» рабовладельческий Юг и неадекватно изображает отношение хозяев-южан к темнокожим рабам.

Эти комментарии и вынудили руководство кинотеатра отказаться от многолетней традиции. Без сомнения, свою роль сыграл и тот факт, что население Мемфиса на 61% состоит из афроамериканцев. Как заявила администрация кинотеатра, после изучения всех комментариев было решено отказаться от показа фильма, который является бестактным по отношению к большой части аудитории.

Решение вызвало неоднозначную реакцию. Часть пользователей соцсетей, выступившая в защиту фильма, отметила его значимость в том числе и в борьбе с расизмом - именно благодаря этой картине премию «Оскар» впервые получила темнокожая актриса Хэтти Макдэниэл как лучшая актриса второго плана.

Реклама на веке

По мнению писателя Джеффри Марка Клайна, посягая на шедевры мирового кинематографа, американские левые пытаются переписать историю.

Среди противников решения об отказе от показа культовой картины нашлись и те, кто счел поступок оскорблением в адрес съемочной группы «Унесенных ветром».

После произошедших беспорядков в Шарлотсвилле и последовавших акций протеста по всей стране, участники которых выступали за снос памятников героям Юга, «Унесенные ветром» были упомянуты не единожды, но в ироничном ключе: эксперты называли фильм ярким примером наследия национальной истории, переписать которую невозможно.

Впрочем, история кинотеатра Orpheum в Мемфисе показывает, что даже аргументы о владевших рабами и пренебрегавших правами афроамериканцев «отцах-основателях» США недостаточно вески для борцов с расизмом. Американские журналисты теперь предполагают, что следующим шагом станет запрет и самой книги Маргарет Митчелл, по которой снят фильм.

Гражданская война в США, завершившаяся еще в 1865 году победой Севера, по сути, разделила страну. Хотя южане и потерпели поражение, до последнего времени сохранялся статус-кво: Север возвеличивал своих героев, а Юг — своих. Массовую истерию спровоцировал съезд так называемых альтернативных правых — группы представителей радикально-консервативных организаций в Шарлотсвилле.

Произошедшие в городе столкновения стали своего рода катализатором, запустившим цепную реакцию - по всей стране начали звучать призывы к сносу памятников генералу Ли и другим героям Юга.

Проблема в том, что для многих жителей южных штатов генерал Ли был и остается неотъемлемой частью истории, частью самосознания и исторической памяти. Поэтому намерение властей снести монумент в Шарлотсвилле и вызвало негодование консерваторов, которые отказались молчать.

Противостояние, начавшееся, по большому счету, вокруг надуманных вопросов, гораздо опаснее для США, чем те противоречия, которые послужили поводом для самой гражданской войны. Тогда США были разделены главным образом по географическому признаку, тогда как сейчас линия разлома прошла через каждый штат, город, а порой и семьи. События такого рода, единожды вышедшие из-под контроля, впоследствии практически не поддаются регулированию. Необходимость примирения расколотое по такому принципу общество осознает лишь после того, как понесет не просто чувствительные, а катастрофические потери.

Происходящее в США не может не вызывать обеспокоенности у остального мира, поскольку внутриполитическое состояние этой страны связано с внешнеполитическим реалиями. Во-первых, внешняя политика стала для Вашингтона инструментом достижения целей на внутренней арене. Во-вторых, отказ американских элит от попыток искать компромиссы приобрела системный характер, и ситуация в США, похоже, начинает выходить из-под контроля противостоящих элитных групп.

Растущая угроза гражданского столкновения в США пугает мировых лидеров перспективой потери государством контроля над арсеналами, в том числе и ядерными. Ожидать от ультрас как правых, так и левых, взвешенных и обдуманных решений не приходится.

Реклама на веке
Киев узаконит статус «страны-агрессора» для РФ Техас превратился в «Титаник»