Порты, получившие такой статус, смогут без импортных пошлин и НДС ввозить в зоны стройматериалы, технику, оборудование для ремонта и оснащения судов, погрузочных работ и хранения товаров. Кроме того, топливо и ГСМ будут ввозиться без уплаты акциза.
В настоящее время проект закона об ОЭЗ уже согласован с Минтрансом, Минрегразвития и ФТС России и внесен на рассмотрение в Госдуму. В связи с длительностью срока окупаемости портового хозяйства, высокой стоимостью основных фондов и необходимостью сохранения неизменного правового режима в течение длительного времени закон предусматривает увеличение срока действия особой экономической зоны до 49 лет.
Напомним, что еще 18 января 2006 года в Москве были подписаны соглашения о создании особых портовых экономических зон технико-внедренческого и промышленно-производственного типов. Для резидентов особых экономических зон предусмотрены повышенные требования к минимальному объему инвестиций в особой экономической зоне. Минимальный объем инвестиций в создание инфраструктуры нового порта должен составлять не менее 100 млн. евро, в создание и развитие инфраструктуры нового терминала - не менее 50 млн. евро, в реконструкцию и развитие действующей инфраструктуры порта - не менее 3 млн. евро. Для портовых ОЭЗ планируется снять существующий в сегодняшнем законе "Об особых экономических зонах" запрет на наличие на территории в момент создания зоны имущества экономических и юридических лиц: портовые ОЭЗ могут создаваться в рамках существующих морских и речных портов.
Однако, по мнению экспертов, закон не дает ответа на ряд важных вопросов. Как считает первый заместитель Генерального директора ОАО "Компания "Усть-Луга" Светлана Макарова, "нужно четко определить, что такое новый порт, а что такое реконструкция. В нашем понимании, если многофункциональный порт уже имеет введенный комплекс, то он может подпасть под определение действующего порта. Однако, будет ли в этом случае учитываться уже внесенный объем инвестиций?".
Кроме того, как отмечает Макарова, обычно порт - протяженный вдоль береговой линии объект, и часто он попадает на территорию нескольких муниципальных образований. Можно ли внести в закон отдельную поправку, согласно которой порт, в отличие от промышленной ОЭЗ, не должен находиться на территории одного муниципального образования? - интересуется замгендиректора компании. В условиях, когда неясны механизмы создания свободных экономических зон, эксперты опасаются, что портовые ОЭЗ могут повторить печальный опыт закрытых административно-территориальных образований.
В свое время, чтобы помочь закрытым городам, было решено зачислять в городской бюджет все налоги, собираемые на их территории. Когда эта идея получила широкое распространение, ЗАТО стали использовать в качестве офшорных зон и регистрировать в них предприятия, чтобы сэкономить на налогах. В результате несколько лет назад ЗАТО закрыли. Как считает, аналитик по региональным финансам агентства Standard and Poor"s Феликс Эйгель, Механизмы создания портовых ОЭЗ пока существуют только на бумаге. И нет никаких доказательств, что они будут работать лучше, чем механизмы ЗАТО. Кто будет контролировать и проверять, что производство сосредоточено именно в рамках ОЭЗ? Как будет определяться сама локализация предприятия? Где гарантия, что особые экономические зоны не повторят судьбу ЗАТО? Пока на эти вопросы нет четких ответов, эксперты убеждены, что подобный закон принимать рано.