Открытие магазинов в праздник стало нарушением давней традиции - как правило, сезон праздничных скидок открывала следующая за Днем благодарения "черная пятница", которая является для американцев главным днем в году для покупок.
Однако в последние годы розничные сети перенесли начало сезона распродаж - магазины предлагают скидки, которые действуют и в "черную пятницу", и в последующие дни.
Несмотря на то, что "черная пятница" официальным праздником не является, многие американцы отпрашиваются с работы, чтобы пройтись в этот день по магазинам, открывающим свои двери для посетителей в 5 утра. Впрочем, некоторые крупные торговые сети начинают работать и вовсе в полночь.
В минувшем году в День благодарения было продано товаров на $810 млн. - на 55% больше, чем в 2011 году. Причиной тому стало, как объясняют эксперты, большое число магазинов, которые открылись в праздник. В то же время объем продаж в "черную пятницу" упал по сравнению с предыдущим годом на 1,8% - до $11,2 млрд.
Между тем, сотрудники Wal-Mart выступили против работы в праздничный день, коим в США является День благодарения. Однако, как сообщила пресс-служба компании, сотрудникам магазинов будет добавлена зарплата за работу в праздник, а, кроме того, их обеспечат традиционным обедом.
Начала распродаж многие американцы ждали неделю, а самые упорные разбивали около магазинов палатки - и все это ради того, чтобы ворваться в магазин в первых рядах и успеть приобрести приглянувшиеся товары пока их не расхватали.
"Для нас это важный день, мы начинаем готовиться к нему за несколько недель. В "черную пятницу" наш магазин должен заработать $1,1 млн.", - говорит менеджер одного из магазинов Эмилия Канес.
За эти выходные торговые сети делают до половины годовой выручки, а покупателей впереди еще ждет и "кибер-понедельник", когда о супер-скидках объявляют интернет-магазины.
Несмотря на улучшение ситуации с безработицей и на рынке недвижимости в США, устойчивого роста потребительских трат пока не наблюдается. Согласно прогнозу Национальной федерации розничной торговли, за два последних месяца продажи в розницу вырастут на 3,9% - до $602,1 млрд. В прошлом году рост составил 3,5%, до рецессии - 6%.
Обычай устраивать распродажи в пятницу, следующую за Днем благодарения, появился еще в XIX веке, а термин "черная пятница" установился в 1966 году. Впрочем, первоначально термин означал сильные пробки на дорогах после праздника, однако, после того как в СМИ ежегодно начали появляться сообщения о многочисленных пострадавших на распродажах, у термина появился и мрачный смысл.