18+
  1. Что скрывается за Морским фасадом?

Что скрывается за Морским фасадом?

Зачем Южилину потребовалось вкладывать деньги в проект, который стоит порядка $1 млрд., понятно. Однако аналитики считают, что в одиночку ему этот бизнес не потянуть. Чтобы осилить проект, нужен партнер.

Скорее всего компаньоном Южилина в Морском фасаде станет бывший руководитель Минтопэнерго, а ныне владелец Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) Сергей Генералов. Напомним, что до последнего времени Южилин на равных долях с Северстальтрансом Алексея Мордашова владел Национальной контейнерной компанией (НТК). Однако в начале месяца бизнесмены договорились, что Мордашов продаст Южилину свою половину акций НТК. Новым партнером предпринимателя эксперты считают именно Генералова.

На днях вице-губернатор Санкт-Петербурга Михаил Осеевский на выездном заседании комиссии городского Законодательного собрания по промышленности, экономике и собственности заявил, что одним из стратегических проектов города, поддержанных федеральным правительством, является Морской фасад. Глава северной столицы Валентина Матвиенко уже презентовала депутатам Заксобрания эту стройку века. Между тем ряд экспертов уже сейчас скептически высказывается о проекте, называя его сомнительным.

Напомним, что построить новый пассажирский терминал на берегу Финского залива петербургские власти задумали в 2004 г. Реализовывать этот проект Смольный поручил ОАО Морской фасад Санкт-Петербурга, предложившему построить терминал на Васильевском острове, к северу от нынешнего порта. Новый терминал, по замыслу Морского фасада, сможет принимать пассажирские суда длиной более 200 м. В конце апреля 2005 г. премьер Михаил Фрадков подписал распоряжение о начале строительства в этом году морского пассажирского терминала в Санкт-Петербурге, в котором говорится, что за счет федерального бюджета будет профинансировано создание подходного канала, акватории и пункта пропуска через границу, а причалы и береговые сооружения - за счет внебюджетных источников.

Для реализации проекта потребуется намыть около 450 га новых территорий. Согласно расчетам специалистов, Финский залив будет сужен примерно на 1200 метров (от береговой полосы). От уже существующего на Васильевском острове Морского вокзала новый порт будет отличаться тем, что сможет принимать суда длиной более 200 метров. Портовые здания и сооружения, в том числе 4 таможенных павильона (по 4 - 4,5 тыс. кв. м каждый) займут 27 га - это менее 10% всей предназначенной под застройку намывной территории. Выстроенную в виде буквы П причальную линию будет окаймлять узкая пленка терминала. Этот участок, включая всю инфраструктуру, и предстоит спроектировать проектно-производственной фирме А. Лен, которая выиграла подряд стоимостью несколько сотен тысяч долларов по итогам проведенного инвесторами тендера.

Если следовать логике авторов проекта, он только улучшит инфраструктуру города. Однако, как считает ряд аналитиков, стройка века изначально задумывалась как огромный грузовой порт. Ничего плохого в этом, конечно, нет. Однако если бы Морской фасад изначально был бы так представлен, то с его одобрением возникли бы серьезные проблемы: вряд ли общественность Санкт-Петербурга позволила бы изуродовать территорию Васильевского острова портовыми кранами. Поэтому подмену совершили почти незаметно.

В феврале этого года депутаты Заксобрания Санкт-Петербурга внесли в проект небольшую поправку, согласно которой строящийся морской пассажирский терминал на Васильевском острове будет называться строящимся морским торговым портом на Васильевском острове, включающим морской пассажирский терминал. Эту существенную разницу в формулировке парламентарии дружно посчитали формальностью, и проект легко прошел голосование. Так незаметно из крупного стратегически важного городского проекта, задуманного для привлечения туристов, строящийся пассажирский порт в центре Петербурга стал торговым, то есть грузовым.

Заметим, что инициаторами поправок в текст постановления о намыве стали депутаты из фракции Родина. Примечательно, что ОАО Морской фасад владеет компания First Quantum, которая принадлежит бизнесмену и депутату Госдумы от Родины Виталию Южилину. В 2004 году он продал крупный пакет акций ОАО Морской порт Санкт-Петербурга и занялся другим проектом - строительством Морского фасада.

По мнению питерского политолога Бориса Вишневского, с самого начала было ясно, что инвесторы попытаются сделать все возможное, чтобы порт был в первую очередь грузовым, а не пассажирским. Возводить на Васильевском острове пассажирский терминал невыгодно: проект не окупится. В лучшем случае Морской фасад будет выполнять смешанную функцию: принимать и пассажиров, и грузы.

Как сказала Веку пресс-секретарь проекта Морской фасад, Татьяна Юрьева, Г-н Южилин, не имеет к Морскому фасаду, никакого отношения. Общее управление осуществляет ОАО Морской фасад, основной инвестор компания Перспектива, компания Терра Нова, и ОАО Пассажирский порт Санкт-Петербург. Г-н Южилин курирует наш проект в качестве председателя совета директоров Ассоциация морских торговых портов России. Что касается грузового порта, то это абсолютная чушь. Готово ТЭО, рабочая документация по причалам. По всем документам, по всем параметрам, эти причалы, рассчитаны только на прием пассажиров, еще один на паромы, другой круизные лайнеры плюс паромы. По своим техническим возможностям эти причалы не смогут принимать грузы.

Согласно подготовленному ОАО Морской фасад технико-экономическому обоснованию, для того, чтобы окупить проект в течение 10-12 лет, в городе должен наступить настоящий туристический бум: ежегодно в Петербург морем должны прибывать 12 миллионов туристов. Учитывая, что сейчас количество приезжающих в Питер на отдых иностранцев не превышает 3 миллионов в год, эти планы кажутся просто фантастическими.

Зачем Южилину потребовалось вкладывать деньги в проект, который стоит порядка $1 млрд., понятно. Однако аналитики считают, что в одиночку ему этот бизнес не потянуть. Чтобы осилить проект, нужен партнер. Скорее всего компаньоном Южилина в Морском фасаде станет бывший руководитель Минтопэнерго, а ныне владелец Дальневосточного морского пароходства (ДВМП) Сергей Генералов. Напомним, что до последнего времени Южилин на равных долях с Северстальтрансом Алексея Мордашова владел Национальной контейнерной компанией (НТК). Однако в начале месяца бизнесмены договорились, что Мордашов продаст Южилину свою половину акций НТК. Новым партнером предпринимателя эксперты считают именно Генералова. Недавно бизнесмен продал 20% ценных бумаг ДВМП и, по его собственным словам, собирался заняться контейнерным бизнесом. В СМИ уже появлялась информация о том, что Генералов купит у Южилина часть ценных бумаг НТК. Приняв участие в Морском фасаде, Генералов сможет стать монополистом по транспортировке грузов от Дальнего Востока, где он владеет пароходством, до Балтийского моря, что принесет ему неслыханные дивиденды. Кстати, президент ОАО Морской фасад Шавкат Кары-Ниязов в январе текущего года возглавил Национальную контейнерную компанию. Следует отметить, что этот господин входил в совет директоров РАО ВСМ, которые за $49 млн. вырыли яму на Лиговском проспекте у Московского вокзала, о которой уже писал Век.

Вкладывая свои деньги в Морской фасад, Генералов с Южилиным не рискуют ни одной копейкой. Дело в том, что администрация города планирует выкупить ценные бумаги этого проекта. Как говорит зампредседателя комитета финансов Санкт-Петербурга Эдуард Батанов, город в течение 2008-2012 гг. выкупит облигации ОАО Пассажирский порт Морской фасад, которые в 2012 г. конвертирует в акции компании. Одновременно Петербург приобретет у акционеров компании 100% акций. В результате город станет собственником компании - владельца терминала и компенсирует инвесторам затраты на его строительство. Таким образом, бизнесмены получат назад вложенные деньги в терминал и Морской порт, а вот грузовой порт останется в их распоряжении, благодаря чему, по сути, не потратив денег, они смогут получать колоссальную прибыль. Петербуржцам же из окон домов на Морской набережной будут виднеться не огромные круизные лайнеры, а лес портовых кранов.

Последние новости