Об этом вчера было заявлено на заседании правительства России, рассмотревшем проект стратегии развития отрасли на два ближайших десятилетия.
Ситуацию в ОАО «РЖД» сегодня можно назвать близкой к критической. По словам заместителя главы Минтранса Александра Мишарина, износ основных фондов на российских железных дорогах достигает 58%, локомотивы изношены на 84%, подвижной состав промышленного транспорта – более чем на 70%. Не лучше обстоят дела и с инфраструктурой. К тому же в России не производятся рельсы для высокоскоростного движения, а отечественные грузовые вагоны значительно уступают зарубежным не только по грузоподъемности, но и по пробегу между ремонтами.
Кроме того, и на это в апреле нынешнего года обратил внимание президент Владимир Путин, в России на 1000 кв. километров территории приходится всего 5 км железных дорог, в семи субъектах РФ они вообще отсутствуют, а 23 крупнейших месторождения полезных ископаемых невозможно разрабатывать из-за отсутствия проложенных к ним стальных магистралей.
Решить все эти проблемы, которые оказывают негативное влияние на социально-экономическое развитие России, как раз и призвана Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, проект которой вчера одобрило российское правительство, решившее, что кабинет министров утвердит ее в окончательном варианте в ноябре 2007 года.
Планы развития ОАО «РЖД» выстроены поистине грандиозные, уверены правительственные чиновники. До 2030 года на железные дороги будет потрачено от 11,309 трлн. до 13,78 трлн. рублей, при этом по максимальному варианту из федерального бюджета будет выделено 2,729 трлн. рублей, а это – 20% от запланированной суммы. Остальное придется на «РЖД» и частных инвесторов.
Как подчеркивает «Газета.RU», казалось бы, стратегия должна выправить ситуацию. Однако вряд ли на это можно рассчитывать в полной мере, поскольку показатели, которых ОАО «РЖД» планирует достичь к 2030 году, не слишком впечатляют. Так, грузооборот при таких огромных вложениях должен вырасти всего в 1,7 раза, пассажирооборот – и того меньше, в 1,3 раза, а плотность железнодорожной сети – на 23,8%. В лучшем случае будет проложено 20 тыс. 462 км новых путей – в основном в Сибири и на Дальнем Востоке.
Лишь только пассажиры могут порадоваться – в европейской части России, по словам главы ОАО «РЖД» Владимира Якунина, планируется построить или реконструировать более 10 тыс. км. линий, по которым поезда будут курсировать со скоростью 160-200 км. в час, и 1,5 тыс. км высокоскоростных магистралей с движением в 350 км в час. А это означает, что, по словам Владимира Якунина, поездка из Москвы в Санкт-Петербург будет занимать около 2,5 часов, из столицы в Нижний Новгород – 2 часа, из Москвы в Берлин – 8 – 10 часов, а расстояние между Москвой и Сочи поезда будут преодолевать за 14 – 15 часов.
Будут ли эти поистине наполеоновские планы претворены в жизнь, покажет время. Только вот есть опасения, что им не суждено сбыться в полной мере, поскольку казнокрадство в России процветает еще в полной мере. Если нынешнее или будущее правительство не сумеет его обуздать – пиши пропало, В том смысле, что выделенные деньги вряд ли дойдут до адресата в полном объеме. А это значит, что и в будущем чиновникам придется строить планы по развитию железнодорожного транспорта России, выделяя из федерального бюджета все новые и новые субсидии. И так до бесконечности?