Уже целый год предприниматель пытается создать авиальянс совместно с государством, однако в этом ему мешает Росимущество.
Напомним, что в настоящее время в AirUnion входят Красэйр, Домодедовские авиалинии, Омскавиа, Самара и Сибавиатранс. Из пяти компаний-членов альянса государство владеет акциями трех: Krasair (51%), ДАЛ (50%) и Самары (46,5%). Структуры, дружественные Борису Абрамовичу, контролируют 100% акций Сибавиатранса, 88,24% акций Омскавиа, 33,64% - Krasair, 49,69% - ДАЛ и 39,34% - Самары.
В 2005 году московская аудиторская компания Пачоли по заказу Krasair оценила стоимость активов объединяемых авиакомпаний. У аудиторов получилось, что в будущем едином AirUnion государству должно принадлежать 42,19% акций, что соответствует доле вносимых им активов общей стоимостью, по оценке Пачоли, порядка 3 млрд. рублей. Это и послужило причиной отказа Росимущества в одобрении сделки.
Впрочем, у этого ведомства есть и другие претензии к компании Абрамовича. Так, весной этого года Генпрокуратура заявила, что возбудила уголовное дело по статье 159.4 УК (Мошенничество, совершенное организованной группой либо в особо крупном размере) по фактам мошенничества с имуществом Красноярских авиалиний (KrasAir). Речь шла о противоправных действиях ряда лиц, которые имели отношение к договору поручительства по облигационному займу ЭйрЮнион на 1,5 млрд. руб. Должностные лица авиакомпании, желая избежать блокирующего эти сделки решения со стороны представителей Росимущества, умышленно ввели их в заблуждение. После того как заем, вопреки мнению государства, все же был размещен, эти лица распорядились привлеченными деньгами по своему усмотрению.
Несмотря на то, что Минтранс вначале не возражал против этой сделки, ведомство Игоря Левитина весной рассмотрело другой документ, согласно которому Росимущество предлагало создавать альянс на базе Аэрофлота. Агентство предложило устроить допэмиссию акций Аэрофлота, которые государство выкупит акциями других авиаперевозчиков. По расчетам агентства, доля государства в этой компании при объединении увеличится с 51% приблизительно до 75%.
Видимо, не желая допустить другого варианта альянса, Красэйр сделало новый отчет. В документе указывалось, что госпакет в единой компании составит 50,04%. Об этом писал Интерфакс, ссылаясь на выдержки из отчета. Сибавиатранс Пачоли оценила примерно в $15 млн., Самару в $24 млн., Омскавиа в $26 млн., ДАЛ в $71,5 млн., а KrasAir в $126 млн. (по котировкам в RTS Board она стоила в пятницу $164,5 млн.). Но при этом к госпакетам ДАЛ и KrasAir Пачоли добавила 20%-ную премию за контроль. И получилось, что вместе они стоят почти $120 млн., а пакеты частных акционеров лишь $97,4 млн.
Впрочем, как полагает ряд аналитиков, окончательно вопрос все равно не решен. По их расчетам, на всевозможные согласования уйдет не меньше года и еще год на объединение.