По крайней мере, к такому выводу можно прийти после вчерашнего заявления главы МЭРТ журналистам, суть которого сводится к тому, что возглавляемое им ведомство готовит к рассмотрению на заседании правительственной комиссии по защитным мерам вопрос об отмене пошлины на ввоз импортных пассажирских самолетов.
Считаю, что все пошлины, за исключением пошлин на те самолеты, аналоги которых производятся в России, необходимо отменить. Это вопрос безопасности и жизни наших граждан. Это нельзя разменивать на виртуальные будущие интересы, - сказал Герман Греф. По информации РБК, министр также высказал мнение, что необходимо отменить НДС на импортные самолеты и авиационные компоненты, а импортные пошлины надо будет вводить только тогда, когда российские производители начнут выпускать аналоги зарубежных пассажирских самолетов. К чему может привести подобный шаг, догадаться нетрудно, поскольку всем известно, что сегодня российские авиакомпании закупают за рубежом в основном старые самолеты, которые западные авиапредприятия просто списывают из-за высокой степени изношенности.
Как заметил по этому поводу бывший заместитель начальника ГосНИИ гражданской авиации, летчик-испытатель Владимир Герасимов, коммерческие отношения пронзили сегодня всю отечественную гражданскую авиацию и стали важнее безопасности полетов. По его словам, нормой стала установка на самолеты контрафактных деталей, поскольку они дешевле серийных, закупка у иностранных авиакомпаний таких самолетов, на которых летать просто страшно. Однако, по мнению Владимира Герасимова, российские авиапредприятия идут на такой шаг ради своих коммерческих интересов. Ведь, даже в случае трагедии, они остаются в выигрыше, поскольку родственникам погибших авиакомпании выплатят значительно меньшую сумму, чем получат от страховщиков в качестве компенсации за разбившийся самолет. На эти деньги они покупают еще одну развалюху, которая зарабатывает своим владельцам капитал, пока не грохнется, заявил МК Владимир Герасимов.
Если пошлины на импортные самолеты с благословения Германа Грефа будут отменены, количество развалюх в российском небе значительно увеличится в этом можно не сомневаться. А это значит, что деньги, которые можно было бы направить на развитие отечественного авиапрома, пополнят счета зарубежных авиапредприятий, а через них и зарубежных авиастроительных корпораций. Заметим, при этом, что корень зла глава Минэкономразвития ищет совершенно не там, где его нужно искать. Это подтверждает и последняя трагедия с самолетом ТУ-154 авиакомпании Пулково, случившаяся в августе нынешнего года под Донецком.
По мнению многих экспертов, ее причиной стали не технические неполадки самолета, а именно коммерциализация российской гражданской авиации, заставившая командира экипажа Ивана Карагодина, руководствуясь внутренними инструкциями, пойти на, как потом выяснилось, трагический шаг и попытаться перепрыгнуть грозовой фронт. А ведь можно было уйти от грозы и посадить самолет на запасном аэродроме.
По мнению Владимира Герасимова, летчики этого не сделали потому, что это дополнительные 15-20 тыс. долларов расходов на топливо, аэронавигацию, стоянку, взлет-посадку, за что в авиакомпании можно получить строгое взыскание. Свою руку к подобной ситуации приложил и нынешний министр транспорта Игорь Левитин, который одним росчерком пера поставил под угрозу жизни миллионов российских авиапассажиров. Дело в том, что, с 1990 по 2000 г. произошло 38 серьезных авиапроисшествий, в том числе и авиакатастроф, из-за того, что экипажи, экономя деньги, не садились на запасные аэродромы и даже в самую плохую погоду летели к месту назначения.
В октябре 2000 г. тогдашний руководитель Государственной службы гражданской авиации Александр Нерадько приказал взимать с авиакомпаний, чьи самолеты вынуждены были по метеоусловиям садиться на запасные аэродромы, за взлет-посадку и аэронавигационное обеспечение лишь 25% от общей суммы сборов. После этого количество авиапроисшествий резко уменьшилось. Однако 30 марта 2005 г. приказом 24 министр транспорта РФ Игорь Левитин эту льготу отменил. И как не забрасывал его теперь уже глава Росаэронавигации Александр Нерадько письмами, доказывая, что последствием этой отмены станет преобладание экономической составляющей над обеспечением безопасности полетов, глава Минтранса остался непреклонен.
Коммерция взяла верх над безопасностью. В случае же со вчерашним заявлением Германа Грефа очевидно, что коммерция взяла верх над здравым смыслом и вошла в противоречие со вчерашним же заявлением вице-премьера России, министра обороны РФ Сергея Иванова, который считает, что государство должно поддержать отечественный авиапром.
По данным РБК, глава Минобороны убежден в том, что необходимо отменить или существенно снизить НДС на самолеты российского производства. Он также подчеркнул, что через некоторое время, дав глоток свежего воздуха отечественному авиапрому, можно подумать и о снижении либо отмене таможенных пошлин на те типы самолетов, которые не производятся в России. По словам Сергея Иванова, нужно четко сопоставить эффективность использования государственных средств на поддержку отечественного производства и возможности авиакомпаний закупать зарубежные технологии.
Как полагают эксперты, заявление главы МЭРТ было пролоббировано руководителями ряда крупных российских авиакомпаний, обеспокоенных начавшимися после летних авиакатастроф массовыми государственными проверками авиапредприятий РФ, авиакомпаний и аэропортов. В ходе таких проверок был обнаружен ряд серьезных нарушений в сфере обеспечения безопасности полетов гражданской авиации: от банальной халатности до целенаправленной политики глобальной экономии на этапах закупки воздушных судов, подготовки и осуществления полетов самолетов.Иными словами, выяснилось, что многие авиаперевозчики сегодня ради прибыли рубят гильотиной коммерции по некогда надежным крыльям Родины .