Итоги впечатляют. По данным Российского союза автостраховщиков (РСА), с 1 июля 2003 г. по 30 июня 2006 г. по ОСАГО было собрано 158,4 млрд. рублей страховых премий, а на страховые выплаты за этот же период было израсходовано менее половины полученных средств - 60,6 млрд. рублей. Чистая прибыль, таким образом, составила 97,8 млрд. рублей, из которых 31,7 млрд. рублей ушло на содержание страховых компаний, остальные деньги остались в резервных счетах страховщиков. Отчего же на головы страховых компаний свалился этот своеобразный золотой дождь?
Объясняется все очень просто. При введении обязательной автогражданки в России был установлен завышенный тариф. Как пишут Известия, во всем мире ОСАГО является одним из самых убыточных видов страхового бизнеса иностранные компании в лучшем случае зарабатывают на нем 5-7%. А в России за три года в карманах страховщиков осело 62 млрд. рублей (или 38,7%) невыплаченных премий.
В такой ситуации самым разумным было бы снижение тарифов по ОСАГО. Однако, сами страховщики против такого шага. Мало того, они предлагают повысить тарифы, объясняя это тем, что в 2007 г. в России правила страхования изменятся и будет введен европейский протокол, другими словами прямого урегулирования убытков, когда оформление мелких ДТП происходит без участия сотрудников ГИБДД, а также получение выплат пострадавшими в своих страховых компаниях, а не в компаниях виновников аварий, как это практикуется сегодня.
Министерство финансов России настаивает на введении европротокола в июле 2007 г. , однако страховщики против этого и предлагают не спешить. Ведь за введение новых правил им придется делиться своей прибылью, с которой они расставаться не хотят. По словам члена комитета по законодательству Всероссийского союза страховщиков (ВСС) Никиты Исаева, введение европротокола серьезно скажется на убыточности автогражданки. На самом деле все это блеф, просто российские автостраховщики не хотят (или не умеют?) работать на пределе рентабельности и потому предпочитают перекладывать бремя нововведений на плечи автомобилистов.
Как сообщает Финам, заседание правительства по поводу ОСАГО и возможной корректировки тарифов назначено на осень. Но уже сегодня страховщики надеются, что чиновники согласятся повысить тариф, поскольку Минфин выступает за увеличение в рамках ОСАГО лимита по страхованию жизни и здоровья. Минфин действительно раздумывает над увеличением выплат пострадавшим в ДТП. При этом министерство склоняется к тому, что на повышение этих выплат надо направить именно скопившиеся у страховщиков резервы.