18+
  1. ФАС бьет по амбициям «Аэрофлота»?

ФАС бьет по амбициям «Аэрофлота»?

ФАС бьет по амбициям «Аэрофлота»?
Если управлению ФАС по Московской области удастся отменить договор «о стратегическом партнерстве» между Шереметьево и «Аэрофлотом» на приоритетное обслуживание последнего, авиакомпании придется забыть о своих амбициозных планах. Глобальным перевозчиком «Аэрофлот» может и не стать, особенно, если ему припомнят все скандалы.

Как сообщают «Ведомости» со ссылкой на собственные источники, близкие к перевозчику и его совету директоров, 31 января СД «Аэрофлота» обсудит поправки в стратегию развития авиакомпании до 2025 года. Прежний план, принятый в 2011 году, предусматривал два варианта развития авиакомпании - инерционный и агрессивный. По первому из них «Аэрофлот» должен был расти вместе с рынком и остаться локальным перевозчиком. Этот вариант предусматривал рост пассажиропотока компании за 14 лет втрое - до 42 млн. человек. Но совет директоров выбрал агрессивный вариант, согласно которому компания должна превратиться в глобального перевозчика, а ее пассажиропоток - вырасти в пять раз до 74 млн. человек.

Судя по всему, сейчас менеджмент «Аэрофлота» предлагает руководству спуститься с небес на землю, вернувшись к инерционному сценарию. У авиаперевозчика возникли большие проблемы с регулятором. Напомним, Управление Федеральной антимонопольной службы по МО возбудило дело об административных правонарушениях в отношении ОАО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ) и ОАО «Аэрофлот».

Ведомство заинтересовалось подписанным в октябре между двумя хозяйствующими субъектами соглашением о стратегическом сотрудничестве, согласно которому три южных, самых удобных терминала аэропорта (D, E и F) должны отойти в пользование нацперевозчика и авиакомпаний - его партнеров по альянсу SkyTeam.

К слову, именно это условие привело к урегулированию обострившегося в прошлом году конфликта между МАШ и «Аэрофлотом». Правда, склонить менеджмент аэропорта к подписанию этот договора авиакомпании удалось только после угрозы потребовать увольнения гендиректора Шереметьево Михаила Василенко. В связи с этим наблюдатели отмечали, что конкурентам «Аэрофлота» (в том числе крупнейшему «Трансаэро»), видимо, придется покинуть эти терминалы или даже перейти в другие аэропорты.

УФАС посчитала такую ситуацию прямым нарушением закона «О защите конкуренции». 24 января оно пригрозила «Аэрофлоту» и Шереметьево санкциями. Руководство аэропорта тогда согласилось с доводами антимонопольщиков, а авиакомпания - нет. «Шереметьево - базовый аэропорт для «Аэрофлота». На компанию и ее партнеров по альянсу приходится около 80% рейсов, - отмечает член совета директоров «Аэрофлота» Сергей Алексашенко. - Если договор не начнет действовать, «Аэрофлот» столкнется с существенными ограничениями, а в 2015 году и вовсе не сможет дальше развиваться».

По его словам, «Аэрофлот» вряд ли «откажется от амбиций стать глобальным игроком», но в таком случае придется выбрать новый аэропорт базирования. Но такой переход может затянуться на пятилетку, потребует инвестиций и в краткосрочной перспективе стратегию действительно придется корректировать, с сожалением резюмирует Алексашенко.

Так или иначе, если УФАС добьется своего, обеим сторонам грозят огромные штрафы: по некоторым данным - до 1,7 млрд. рублей Шереметьево и до 24 млрд. рублей - «Аэрофлоту». Правда, в этом случае, получается, что государство фактически оштрафует само себя?

«Насколько мне известно, «Аэрофлот» собирается оспорить решение УФАС, - сообщил турпорталу Tourdom руководитель портала «Авиа.ру» Роман Гусаров. - Попытка может увенчаться успехом. Прецеденты такие были, например, с компаниями, завышающими, по мнению антимонопольщиков, цены на авиакеросин. Иногда им удавалось отстоять свою позицию».

Кстати, руководству «Аэрофлота» также в свое время, похоже, удалось выйти сухим из аналогичного скандала с авиатопливом. Год назад «Век» писал о сенсационном расследовании «Новой газеты», подтверждавшем, что топ-менеджеры «Аэрофлота» и аэропорта Шереметьево на протяжении нескольких лет зарабатывали миллиарды «на топливе» и за счет пассажиров, постоянно увеличивая стоимость билетов. По мнению представителей налоговых органов, при поставках керосина в Шереметьево была реализована схема, при которой авиатопливо перепродавалось от одной однодневки к другой - это позволяло поставщикам уходить от налогов и завышать цены. Разница между реальной ценой авиакеросина и накрученной выводилась в офшоры или обналичивалась.

В 2008 году причинами топливных кризисов и деятельностью «серых» посредников заинтересовались в Генеральной прокуратуре, ФАС, налоговых органах и Росфинмониторинге. Расследование показало, что с 2003 по 2008 годы большую часть авиакеросина (в отдельные периоды до 90% от общего объема) для нужд аэропорта Шереметьево поставляли не известные на рынке нефтяные компании, а некие фирмы ООО «Стэнойл» и ООО «Промокон». Налоговики также выяснили: в 2006 - 2007 годах (именно этот период охватывала их проверка) фирмы «Стэнойл» и «Промокон», в свою очередь, получали топливо не напрямую от нефтяных компаний, а от нескольких звеньев фирм-однодневок, что позволило им не заплатить более 1 млрд. рублей налогов, а также завышать стоимость топлива на 10 - 20%, отмечает «Новая газета».

Как стало известно изданию, представители нефтяных компаний говорили, что «именно руководители ЗАО «ТЗК Шереметьево» предлагали заключать контракты с сомнительными посредниками». «Руководители нефтяных компаний пояснили, что всегда были готовы к заключению прямых договоров поставки с ЗАО «ТЗК Шереметьево», о чем неоднократно соответствующими письмами уведомляли ЗАО «ТЗК Шереметьево», однако на данные письма были получены отказы со ссылкой на заключенные договоры поставки с ООО «Промокон» и ООО «Стэнойл», - говорится в документах расследования.

Выявленные в ходе проверок обстоятельства привели к возбуждению уголовного дела № 145526, однако как продвигается его расследование (и продвигается ли?) доселе неизвестно. Остались без ответа и многочисленные вопросы, возникшие после скандалов с якобы аффилированными с «Аэрофлотом» туркомпаниями, а также связанные с распределением роялти, вымогательством взяток у международных партнеров и так далее.

Даже находясь не первый год в ореоле коррупционных скандалов, руководство «Аэрофлота» умудряется претендовать на роль глобального перевозчика и не гнушается прибегать к методам, похожим на откровенный шантаж (как это было с главой МАШ Василенко).

Некоторые эксперты, впрочем, считают, что в конечном итоге ни ФАС, ни прокуратура «Аэрофлот» «прижимать» не будут. «Это системообразующая компания, и, по большому счету, так называемый Шереметьево-3 и прочее - это их терминалы. И «Аэрофлот» возьмет себе все удобные слоты, что правильно, и на их месте так поступил бы любой, - сообщил «Веку» источник, знакомый к ситуацией. - И дальше будет усиливаться тенденция к укрупнению авиакомпаний, и, в конечном счете, будет опять один большой «Аэрофлот». Это мы считаем, что он крупный, а по мировым меркам он мелкий, и его надо развивать, т. е. капитализировать, убирая конкурентов. Думаю, действует именно эта схема, и в нее все уложат».

Последние новости