Артемьев заявил, что в одобренном вчера правительством «четвертом пакете» содержатся поправки ФАС, сформированные с учетом судебной практики уже упраздненного Высшего арбитражного суда. Глава антимонопольного ведомства выразил надежду, что их примут в парламенте до середины лета, передает «Коммерсант».
В частности, они коснутся ограничений конкуренции, предусмотренных Уголовным кодексом – больше не будут применять уголовную ответственность за злоупотребление доминирующим положением; повысят «пороги» сумм ущерба. Это направлено на то, чтобы мелкие нарушения антимонопольного законодательства не подпадали под уголовные санкции.
Будет расширен институт предупреждения, в связи с чем разгрузят суды, а нарушения будут устранять максимально быстро. Он назвал метод предупреждений мягким вразумлением бизнеса, отметив, что они исполняются добровольно 80% компаний. Также Артемьев подчеркнул, что большинство нарушений связано с различными органами власти и «не подключениями к трубе».
Кроме того, теперь свое внимание антимонопольное ведомство сконцентрирует на больших компаниях, что позволит снизить количество дел против предприятий в целом примерно в пять раз. Он уточнил, что компании, которые не входят в большие холдинги и имеют оборот ниже 400 млн рублей, не будут подвергаться проверкам ФАС. Исключение составляют только картели, которые Артемьев считает мошенничеством. Свое мнение он подкрепил позицией Генпрокуратуры США, в которой главе российской ФАС заявили, что международные картели являются самым опасным экономическим преступлением. Поскольку мелкие компании исчезнут с поля зрения ФАС, она начнет заниматься крупными организациями. В качестве примера таких Артемьев назвал «любимых друзей» ведомства из «Газпрома», «Автодора», РЖД и всех государственных корпораций в целом.
Также глава службы коснулся темы санкций в отношении России, приведя в пример случаи, когда в нашу страну отказывались поставлять некоторые жизненно важные лекарства. Поэтому он полагает, что ФАС можно было бы наделить правом обращаться в суд к патентообладателю, чтобы тот в принудительном порядке предоставлял патент, но только в исключительных случаях.