Напомним, что еще в прошлом году в ФАС с жалобой на «Российские железные дороги» обратилась некоммерческая организация «Союзгрузпромтранс», которая приложила к своему заявлению обращения ряда хозяйствующих субъектов – пользователей услугами ОАО «РЖД», компаний-операторов, а также Иркутского и Красноярского УФАС России.
После рассмотрения дела, 24 декабря 2007 года антимонопольное ведомство признало ОАО «РЖД» нарушившим часть 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» («создание дискриминационных условий и препятствование доступу на товарный рынок хозяйствующим субъектам») в сфере оказания услуг по деповскому и капитальному ремонтам грузовых вагонов.
По мнению истцов, нарушение выразилось в отсутствии условий равнодоступности к ремонтным мощностям железнодорожного транспорта, принадлежащим ОАО «РЖД», в результате злоупотребления этой компанией доминирующим положением на рынке услуг по ремонту подвижного состава.
В рамках рассмотрения данного дела комиссия ФАС России провела анализ и осуществила оценку состояния конкурентной среды на рынке услуг по деповскому и капитальному ремонтам грузовых вагонов, которые подтвердили, что ОАО «РЖД» занимает на нем доминирующее положение и пользуется этим ради своей выгоды.
Рассмотрев в декабре 2007 года дело, антимонопольное ведомство предписало ОАО «РЖД» прекратить нарушения антимонопольного законодательства.
Поскольку за выявленные нарушения антимонопольного законодательства КоАП РФ предусматривает административную ответственность в виде наложения штрафа, ФАС России предоставленной возможностью воспользовалась.
При этом, при определении размера штрафных санкций антимонопольное ведомство учло наличие обстоятельств по делу и приняло решение, согласно которому сумма наложенного штрафа составила 4,5% от суммы выручки ОАО «РЖД», полученной по договорам с собственниками грузовых вагонов за выполнение работ по ремонту вагонов на собственных ремонтных мощностях – 148 млн. 910 тыс. 94 рубля.
Кроме того, при расчете суммы штрафа ФАС России учла, что ОАО «РЖД» повторно совершило правонарушение антимонопольного законодательства, ответственность за которое установлена ст. 14.31 КоАП РФ.
Напомним, что ОАО «Российские железные дороги» было учреждено решением правительства России в начале 2000-х годов в рамках первого этапа реформирования железнодорожной отрасли. Хозяйственная деятельность компании, которую в настоящее время возглавляет Владимир Якунин, началась 1 октября 2003 года.
Имущество компании было сформировано путем внесения в уставной капитал ОАО «РЖД» по балансовой стоимости активов 987 организаций федерального железнодорожного транспорта, принадлежащих государству.
Размер уставного капитала составляет 1 535,7 млрд. руб. Уставный капитал состоит из 1 535 700 000 обыкновенных именных акций номинальной стоимостью 1 000 руб. каждая. Единственным акционером ОАО «РЖД» является Российская Федерация.
По данным на март 2007 г. ОАО «РЖД» создало 97 дочерних и зависимых обществ. Грузооборот ОАО «РЖД» в январе 2008 г. увеличился на 5,8%, объемы погрузки грузов - на 4,3%.