18+
  1. Сергей Иванов. Запад нам поможет

Сергей Иванов. Запад нам поможет

Сергей Иванов. Запад нам поможет
Вчера стало известно о том, что руководство АвтоВАЗа решило к осени уволить свыше 5 тысяч человек под предлогом возросшей необходимости экономии фонда заработной платы.

Вторая причина – стремление окончить год ходя бы с нулевыми показателями. Напомним, что с тех пор, как на предприятии к власти пришел менеджмент Рособоронэкспорта, АвтоВАЗ терпит одни убытки. Между тем, по мнению первого вице-премьера Сергея Иванова, которое он высказал обозревателю «Века», спасти ситуацию может только иностранный инвестор.

Напомним, что уже два года АвтоВАЗ «трясет» от «перестройки», которую на нем устроили оборонщики. «Век» уже неоднократно сообщал о ситуации, сложившейся на российском автогиганте.

Первопричиной всех проблем стало нежелание производить новые конкурентоспособные авто. Нынешние марки машин дороже зарубежных аналогов, а по качеству во многом им уступают.

Кроме того, на протяжении последних лет дилерская сеть, которая создавалась годами, была фактически разрушена. Менеджмент установил такие правила для продавцов, по которым они фактически не смогли работать. Все просьбы дилеров о снижении цен были встречены отказом.

Результат не заставил себя долго ждать. В феврале 2007 года на складах АвтоВАЗа и у дилеров, по разным оценкам, скопилось от 70 000 до 100 000 автомобилей.

Для того, чтобы хоть как-то исправить финансовые показатели, руководство решило изменить «закольцованную» схему владения компанией. Напомним, что собственниками предприятия были его «дочки». После «раскольцовки» капитализация АвтоВАЗа безусловно повысилась, но это не улучшило его финансовых показателей.

Результатом такой ситуации стала просьба Сергея Чемезова избавить Рособоронэкспорт от управления АвтоВАЗом с передачей этих функций специальному госпредприятию. Более того, недавно руководство госкомпании заявило о том, что готово продать часть активов частному инвестору.

Любопытно, что правительство, которое собственно в свое время и инициировало передачу активов АвтоВАЗа Рособоронэкспорту, тоже сейчас не видит иных путей развития.

Как сообщил «Веку» первый вице-премьер Сергей Иванов, «сейчас мы решили пойти двумя путями». «Первый – это многомиллиардные инвестиции в российский автопром наших иностранных партнеров. Многие уже пошли на наш рынок. Взамен мы получаем локализацию производства, через два года российская часть производства будет занимать 20%, и так с каждым годом отечественная составляющая будет увеличиваться, заметил Сергей Иванов.

– В конечном итоге мы получим автомобиль с иностранным брендом, но он будет более чем наполовину российским, так как большая часть комплектующих будет отечественная. Я считаю,что это хорошо. Потому что мы получаем новые рабочие места, развиваем смежную индустрию».

В словах Сергея Иванова, безусловно, есть логика. Однако непонятно, зачем делать российский автомобиль под иностранным брендом. Для того, чтобы сказать, что вот, мол, у нас есть свой автомобиль? Но какой он свой, если называется «Крайслер»? Кроме того, за те годы, что мы будем увеличивать его российскую составляющую, он безнадежно устареет. Все хорошо помнят, как мы в свое время купили у итальянцев «Фиат», обозвав его «Жигулями». Что же касается новых рабочих мест, то Сергей Борисович, наверное, не в курсе, что у АвтоВАЗа несколько иные планы. Так, в российские СМИ недавно попала информация о том, что к октябрю на предприятии собираются сократить штат сотрудников на 5%.

Впрочем, у первого вице-премьера есть еще один вариант. По словам Сергея Иванова, высказанных «Веку», «АвтоВАЗ заключил контракт, с зарубежными компаниями, такими как «Магнум», которая поставляет на наше предприятие так называемую платформу автомобиля и новую технологическую линию по производству машин. Причем, цена новой модели будет составлять порядка $ 5-7 тыс. Потому что более дорогие автомобили у нас уже есть, их производят иностранные компании».

Это бесспорно хорошо. Только вот давайте вспомним, сколько лет менеджмент предприятия «водил за нос» «Рено» в ходе переговоров о создании СП. Уже 4 года не выпускает новых моделей СП «GM-АвтоВАЗ». А длительные переговоры о производстве Opel Corsa так ничем и не закончились. Между тем, мощности СП загружены лишь наполовину, успешно продается только Chevrolet Niva.

Остается неясным, зачем тогда ведутся все разговоры о возрождении отечественного автопрома? Может, это обычная предвыборная кампания. А может быть, Сергей Борисович попросту не в курсе, что на самом деле творится в автопроме?

Впрочем, Иванов очень четко обозначил свою позицию на XI Международном экономическом форуме в Санкт-Петербурге, выдвинув иностранным инвесторам лозунг «Наши ресурсы – ваши технологии». Однако, когда обозреватель «Века» поинтересовался, что имел ввиду заместитель Фрадкова, Иванов заявил: «Я говорил: наш рынок – ваши технологии». Но это тоже, по большому счету, ничего не меняет, так как отечественный рынок в большинстве своем состоит из нефтегазовых ресурсов и производственных площадей.

Если это новая стратегия развития России, то нам точно не войти к 2020 году в пятерку ведущих мировых держав. А создание глобальных корпораций, типа авиационной или судостроительной, служат только интересам обороны, но никак не экономическому благополучию страны и ее граждан.