Между тем, некоторые факты свидетельствуют о том, что подобный проект необходим только одному человеку, бывшему министру транспорта, а ныне гендиректору «Совкомфлота» Сергею Франку.
Напомним, что с идеей создания мегасудоходной компании Франк носится еще с того времени, когда он был главой Минтранса. Впрочем, тогда он предлагал присоединить к «Совкомфлоту» не только «Новошип», но и Владивостокское ДВМП. Однако Сергею Оттовичу тогда этого не удалось сделать, так как ДВМП ушло к «Промышленным инвесторам», которые принадлежат бывшему коллеге Франка по кабинету министров, экс-главе Минтопэнерго Сергею Генералову.
Однако, когда руководитель Минтраса оставил свой пост и возглавил «Совкомфлот», то он вернулся к идее подобной сделки. Однако ее логика была не совсем понятна. Дело в том, что по предложению Франка консолидация проходит на основе «Совкомфлота» за счет включения в его активы более 80% государственных акций «Новошипа».
Отметим, что «Совкомфлот» эксплуатирует около 50 судов (включая 39 танкеров) дедвейтом 3,9 млн. т и балансовой стоимостью $1,9 млрд. «Новошип» – 53 судна (47 танкеров) на 3,8 млн. т и $1,54 млрд. Выручка «Совкомфлота» по МСФО за 2005 год составила $411,9 млн., чистая прибыль – $143,3 млн., «Новошипа» – $432,7 млн. и $244,6 млн. соответственно.
Вот и выходит, что маленькая компания поглощает крупную. Против этого активно выступал губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. Как заявляли представители губернатора, « «нужно либо оставить все, как есть, либо объединить компании на базе «Новошипа». Наша компания превосходит «Совкомфлот» по экономическим показателям. Где же это видано, чтобы более слабая компания поглощала более сильную?».
Чтобы остановить «беспредел», Ткачев даже вынужден был написать письмо президенту России Владимиру Путину. После этого слияние вроде как приостановилось. Это привело в негодование одного из основных лоббистов консолидации – помощника президента Игоря Шувалова, который недвусмысленно выразился, намекая, судя по всему, на Ткачева: «Я так понимаю, что многие представители власти, от которых зависит принятие промежуточных решений, побаиваются обвинения в том, что это новая ступень к консолидации государством своих активов».
Да не консолидации Ткачев боялся, а ухода из Новороссийска крупнейшего налогоплательщика. В 2005 году один из противников слияния, президент «Новошипа“ Тагир Измайлов был смещен со своей должности, а на его место был поставлен человек, близкий к Франку.
Противником объединения был и Герман Греф, который, как известно, выступает против создания любого вида монополий. Но люди, близкие к Путину, все же убедили президента подписать соответствующий указ, дающий добро на слияние двух компаний.
Вот так, даже не применяя «серых» схем по недружественному поглощению, одна компания поглотила другую.
В этой связи очень интересна информация, прошедшая на днях, о том,что «Совкомфлот» может поглотить компанию «Волготанкер».
Напомним, что этот самарский речной перевозчик нефти принадлежал когда-то ЮКОСу, который после начавшегося преследования продал акции компании ее менеджменту. В 2005 году региональная прокуратура обвинила шестерых руководителей пароходства в совершении преступлений по статьям 159 ( «Мошенничество») и 174 ( «Отмывание доходов») УК РФ и попросила самарский районный суд дать санкцию на их арест. Руководство «Волготанкера» обратилось к государству с просьбой национализировать холдинг. Вместо этого суд арестовал все имущество перевозчика, а его работники оказались на улице. В ближайшее время ожидается, что оно будет выставлено на торги.
Если «Волготанкер» перейдет в собственность «Совкомфлота», то Франк станет руководителем, компании, перевозящий грузы не только между материками, но транзитом через всю территорию России. Только непонятно, кому будут идти доходы от такой деятельности. Если «Новошип» исправно платил налоги в региональный и федеральный бюджеты, то как это будет делать новоиспеченная компания неизвестно.
Дело в том, что по заявлению члена Русского географического общества к.г.н. Александр Романенко, под чужими флагами ходит в настоящее время 58% тоннажа флота российских собственников. «К практике регистрации судов в открытых регистрах прибегают не только частные судовладельцы, но и компании со значительной долей государственной собственности, например, ОАО «Совкомфлот», — пояснил он.
В такой ситуации непонятно, куда идут деньги от прибыли, получаемой за транспортировку российской нефти и других грузов.
Впрочем, на этом фоне Сергей Оттович выглядит борцом за государственное «добро». Придя на должность директора «Совкомфлота», он обвинил бывшего руководителя этой компании Скрагу в том, что последний сдавал суда в аренду близким к нему компаниям за мизерные деньги, в результате чего государство недосчиталось более $800 млн.
Между тем, на суде, который сейчас проходит в Лондоне, истцы утверждают, что был подкуплен нынешний первый заместитель Франка Игорь Борисенко, работавший и при прежнем руководстве. В число ответчиков он не включен, но адвокат Скраги Грэм Даннинг из бюро Howes Percival настаивает на том, что “главный заговорщик» — именно Борисенко.
Почему Франк держит такого чиновника? Может потому, что он был в курсе всех происходящих дел, когда возглавлял Минтранс. А если был в курсе, то почему молчал? Не было ли у Сергея Оттовича личной заинтересованности во всем этом. Возможно, что Скрага не поделился с кем-то или занизил сумму «отката».
Но так или иначе, ситуация складывается таким образом, что все «что плавает», постепенно перетекает к «Совкомфлоту», который принимает корабли под свою опеку и отправляет их плавать под заграничными флагами.