Как отметил Вестербеке, судя по изобилующей в СМИ информации, для ряда специалистов дело о крушении «Боинга» выглядит абсолютно ясным. Основываясь на этих сообщениях, можно составить картину произошедшего и даже определить виновного. Однако, чтобы привлечь действительно виновных к ответственности, экспертам требуются более веские доказательства, чем запись телефонных переговоров, выложенная в Интернете, или фотографии с места падения «Боинга», заявил прокурор. Именно поэтому следствие рассматривает несколько сценариев авиакатастрофы.
По словам Вестербеке, изначально рассматривалось четыре версии – авария, теракт, попадание ракеты класса «земля - воздух» и атака с другого самолета. Впоследствии версии аварии и теракта были исключены. «Две другие версии остаются», – заявил Вестербеке. Наиболее вероятным сценарием, по его словам, является крушение в результате попадания в самолет ракеты «земля - воздух», но следствие «не закрывает глаза и на возможность развития событий по другому сценарию».
Прокурор сообщил, что следствие располагает металлическими фрагментами, извлеченными из тел погибших пассажиров и сидений. Они могут быть как шрапнелью от ракеты «Бук», там и частями обшивки самого самолета. «Мы все это анализируем, до сих пор у нас нет точных результатов», – отметил он.
Вестербеке также добавил, что следствие сотрудничает с американскими властями, которые должны передать снимки высокого разрешения, сделанные со спутников США. Кроме того, Нидерланды планируют в ближайшее время обратиться к Москве за дополнительной информацией. В числе прочего эксперты рассчитывают получить от России данные с радаров, которые могут доказать присутствие украинского военного самолета вблизи малазийского «Боинга».
Напомним, малайзийский «Боинг-777», вылетевший из Амстердама и направлявшийся в Куала-Лумпур, исчез с экранов радаров 17 июля. На борту авиалайнера находились 298 человек, в том числе трое детей и 15 членов экипажа. «Боинг» упал на территории ДНР, где шли боевые действия.
Нидерландские власти возглавляют расследование обстоятельств катастрофы малайзийского «Боинга», поскольку большинство пассажиров авиалайнера - 196 из 298 - были подданными королевства. В начале сентября группа экспертов, занимающаяся расследованием, опубликовала предварительный доклад. В нем отмечалось, что прослушивание разговоров членов экипажа, записанных на бортовые речевые самописцы, свидетельствует об отсутствии признаков любых технических неисправностей или возникновения на борту чрезвычайной ситуации.
Картина упавших на землю обломков самолета указывает на то, что на куски лайнер распался еще в воздухе. Причиной крушения стало попадание в «Боинг» «многочисленных объектов с высокой энергией», следует из доклада.
Киевские власти обвинили в авиакатастрофе ополченцев, те, в свою очередь, заявили, что не располагают средствами, которые позволили бы сбить воздушное судно на такой высоте.
Западные чиновники до сих пор публично не озвучивали версию о том, что пассажирский «Боинг» могли обстрелять с воздуха, хотя в июле ее выдвигало Минобороны РФ. Как сообщало ведомство, российскими средствами воздушного контроля был зафиксирован набор высоты самолетом украинских ВВС, предположительно, Су-25. Воздушное судно двигалось в направлении малайзийского «Боинга».