В ходе встречи с думцами глава Минобрнауки дала понять, что в образовании все обстоит не так плохо. Примечательно, что диалог велся в благодушных тонах, острых вопросов депутаты Госдумы ей не задавали - к примеру, парламентарии не стали спрашивать у Васильевой, почему учителям в регионах снижают зарплату. По словам главы Минобрнауки, учитывая субсидарность регионов, в 2017 году расходы по разделу «Образование» увеличились до 595 млрд. рублей, что на 24 млрд. рублей превышает уровень 2016 года. Выросли также расходы на государственную программу развития образования. В 2016 году они составляли 430 млрд. рублей.
«В рамках проекта «Единой России» с 2014 года по 2016 год было выделено 5 млрд. рублей, в том числе 1 млрд. 600 тыс. в 2016 году на создание условий в сельских школах. Благодаря этому отремонтированы спортзалы, созданы современные площадки. Мы продолжим проект в 2017 году. Бюджетные ассигнования на реализацию проекта в 2017 году составили 1,5 млрд. рублей, в 2018-м планируется, что они составят 1 млрд. 400 тыс. рублей», - рассказала Васильева депутатам.
Глава Минобрнауки признала, что проблемы, конечно же, тоже есть. Например, с физическим износом школьных зданий. Большинство школ, а это 42 тыс. образовательных учреждений, построено 40-50 лет назад и сегодня это является одним из основных вопросов, которые волнуют власти регионов. Но и эта трудность постепенно преодолевается. В текущем году регионам было перечислено субсидий общим объемом 25 млрд. рублей. Таким образом, за счет федерального бюджета, а также региональных программ 1 сентября 2017 года уже открылись 76 новых школ, до конца года будут открыты еще 94.
Говорила Васильева также и о том, как выполняется поручение президента о необходимости создания и сохранения единого образовательного пространства, и какие шаги в этом направлении предпринимает министерство.
Не обошла Васильева стороной и вопрос о положении учителя в школе, планируемом введении градации оценки учительского труда и дальнейшем развитии дополнительного образования.
Примечательно, что выступление главы Минобрнауки проходило в обстановке удивительной благожелательности со стороны депутатов. Объясняется это, по-видимому, несколькими причинами. Прежде всего, Ольга Васильева, как известно, считается человеком спикера Госдумы Вячеслава Володина. Она работала замначальника управления администрации президента по общественным проектам в то время, когда Володин был первым заместителем руководителя администрации президента.
Кроме того, она признана эффективным кремлевским менеджером, так как вела ряд важнейших проектов в социальной сфере. И это также вызывает уважение у депутатского корпуса. Поэтому острые вопросы, даже представители думской оппозиции задавали достаточно аккуратно.
Так, депутат от КПРФ Вера Ганзя спросила Васильеву, будет ли в рамках выполнения майских указов президента повышаться заработная плата учителям? Ведь в последнее время в образовании фонды оплаты труда практически застыли на месте, а заработная плата повышается исключительно за счет оптимизации сети образовательных учреждений.
Напомним, что в августе премьер-министр Дмитрий Медведев поручил Васильевой проверить данные о зарплатах учителей и долгах перед педагогами. И она пообещала это сделать.
Глава Минобрнауки, в свою очередь, пояснила депутатам, что субсидии регионам растут, и реальные цифры могут быть предоставлены.
Председатель комитета Госдумы по федеральному строительству Алексей Диденко спросил главу Минобрнауки, о том, можно ли ограничить платные услуги в образовательных учреждениях?
В ответ Васильева заявила, что она занимает по этому поводу жесткую позицию и никаких платных услуг в школах быть не должно.
Добрых слов министру депутаты не жалели. Депутат Госдумы Артем Казинов («Единая Россия») поблагодарил Васильевау за неравнодушное отношение «к нашему многострадальному образованию».
Олег Смолин (КПРФ), в свою очередь, заявил, что будет поддерживать то, что соответствует «формуле лучшие отечественные образовательные традиции плюс самые современные технологии».
Председатель комитета Госдумы по образованию Вячеслав Никонов отметил, что вся образовательная система задышала свободнее. (Надо понимать, после того как Васильева заняла свой пост - ред.). «Образование - это нечто, что должно быть правительственной политикой, а не политикой только одного министерства», - заявил Никонов. В свою очередь, глава Минобрнауки поблагодарила Никонова как руководителя профильного комитета и других депутатов за совместную работу.
Можно, конечно, надеяться, что результаты этого сотрудничества самым положительным образом скажутся на российском образовании. Хотя тот факт, что депутаты и особенно думская оппозиция благополучно обошли все острые углы, скорее, свидетельствует о том, что ни КПРФ, ни ЛДПР и уж тем более ни «Справедливая Россия» не собираются особо напрягаться в наступающем предвыборном цикле. Кажется, претенденты на президентских выборах от этих партий согласны на роль безучастных спарринг-партнеров для кандидата от партии власти.