Лидер банковского рынка провоцирует рост кредитных ставок - с начала февраля по займу «Без обеспечения» процентная ставка в зависимости от срока составляет 20,5-25,5% годовых в рублях (ранее - 16,9-23,9%). Ставка по программе «Под поручительство физических лиц» в рублях теперь составляет 19,5-24,5% годовых (ранее - 16,9-23,9%) в зависимости от срока.
Напомним, госбанк поднял ставки через два месяца после снижения - акцию по стимулированию потребительского кредитования запустили в декабре, а завершили 31 января. В остальное время Сбербанк предпочитал поднимать проценты: в 2012-м он делал это трижды - в сентябре, июле и марте.
По мнению экспертов, решение Сбербанка о повышении ставок по кредитам, скорее всего, связано с мерами Центробанка для «охлаждения» рынка розничного кредитования. С 1 марта 2013 года, как известно, возрастут нормативы создания резервов под потребительские кредиты. Кроме того, к необеспеченным и выданным по высоким ставкам кредитам будут применяться повышенные коэффициенты риска.
Некоторые аналитики полагают, что удорожание потребкредитов Сбербанка, учитывая его лидирующие позиции на банковском рынке, повлечет за собой рост ставок по аналогичным продуктам и в других банках. Впрочем, некоторые конкуренты госбанка это опровергают. По словам директора департамента розничных продуктов и технологий Промсвязьбанка Ивана Пяткова, часть банков все же могут тоже повысить ставки, другие - отложить запланированное снижение стоимости кредитов. «Промсвязьбанк в ближайшее время повышать стоимость потребкредитов не собирается», - сообщил банкир РБК.
По словам экспертов, другие крупные банки, работающие на российском рынке, все-таки постараются занять долю Сбербанка за счет сохранения прежних ставок хотя бы на время. Не исключено, считают наблюдатели, что руководство госбанка в очередной раз увидело признаки экономического кризиса и заранее к нему готовится.
Вероятно, есть и другие причины. Сбербанку, видимо, не хватает денег для хороших отчетов и улучшения статистики, и он решил проблему самым простым способом - повышением кредитных ставок?
Клиенты госбанка постоянно жалуются на то, что финансовое учреждение «прокручивает» деньги, задерживая зарплату, а также «мухлюет» с истинной комиссией банка за те или иные услуги. «Сбербанк вовремя не переводит зарплату - всем приходится ждать больше недели, чтобы снять деньги. А у нас кредит, если нет зарплаты вовремя, то приходится платить штраф+%!!! И так не только у нас! Люди надеются на свои деньги, а банк их крутит!», «С меня периодически снимают плату за обслуживание, по два раза в месяц! Обращаюсь в колл-центр, и никаких результатов. Вы только представьте, если хотя бы у миллиона людей возьмут по 30 рублей...», «Хочу добавить об удивительном сервисе Сбербанка. Понадобилось мне перевести крупную сумму денег из одного города в другой. Открыл в отделениях Сбербанка счета и попросил перевести со счета на счет. С меня хотели взять 3% от суммы, объяснив это тем, что это разные банки. Кстати, а тогда Греф чем руководит?» - сотни подобных жалоб клиентов Сбербанка можно встретить на различных банковских форумах.
Вот только на ТВ или в печатных изданиях такую информацию вряд ли найти - как известно, глава Сбербанка Герман Греф сформировал самую эффективную в нынешней российской истории систему «цензуры» для СМИ, щедро оплачиваемую из так называемого рекламного бюджета госбанка. Как ранее сообщал «Век», по некоторым оценкам, он составляет порядка $20 млн. ежегодно. Именно в такую сумму обходится вкладчикам и заемщикам парадный PR Сбербанка.
«Первый Сберегательный» вообще излишне щедро оплачивает собственный «макияж». Например, новые переформатированные офисы (1 кв. метр в которых, по словам зампредседателя правления Сбербанка Игоря Артамонова, обходится в 58 тысяч рублей) обойдутся банку примерно в 35 млрд. рублей.
Смену логотипа и расцветки Сбербанка (которые, к слову, не особенно изменились) в 2009 году некоторые эксперты оценили в 20 млрд. рублей. В то же время только гонорар британского рекламного агентства, занимавшегося «омоложением» банковской вывески, участники рынка оценили в $3-5 миллионов, а минимальное косметическое обновление отделений Сбербанка - в $30-50 миллионов. Прочие преобразования и автоматизации банка также исчисляются весьма серьезными цифрами, и зачастую все это происходит на фоне увольнения нескольких тысяч сотрудников.
Кроме того, в Сбербанке очень любят собственное руководство. В рейтинге самых высокооплачиваемых топ-менеджеров России, составленном Forbes, Герман Греф вошел в число лидеров с суммой ежегодного дохода в $15 млн. А по данным центра экономических исследований университета «Синергия», только во втором квартале 2012 года средняя зарплата в Сбербанке выросла на 15 тыс. рублей и составила 60,2 тыс. рублей. Правда, это как со «средней температурой по больнице» - достойные зарплаты получают отнюдь не обычные кассиры или операторы, а разного уровня руководители. В результате, общие затраты банка на персонал в 2012 году приблизились к 200 млрд. рублей.
Проблема еще и в том, что, судя по всему, брать деньги на свои «прожекты» топ-менеджмент банка привык у клиентов. Мы уже говорили о том, что их оплачивают те, кто берет в Сбербанке кредиты под ненормально высокие проценты; их спонсируют пенсионеры, держащие там свои нехитрые сбережения под унизительно низкие ставки депозитов; их финансируют и многочисленные российские предприятия и бюджетные организации, зачастую в принудительном порядке притянутые на зарплатные проекты банка. В конце концов, даже на зарплату Германа Оскаровича «скидываются» миллионы пользователей пластиковых карт, вынужденных отдавать в год по 800-900 рублей за обслуживание счета.
Между тем, даже такие капитальные вложения в себя самого до сих пор не сказались достойным образом на стоимости акций крупнейшего банка России. Как свидетельствует сайт самого Сбербанка, они продолжают оставаться «существенно дешевле аналогов в Турции, Индии, Китае и Бразилии». Тогда как средняя зарплата сотрудников и сверхдоходы председателя банка опережают показатели не только развивающихся стран, но и таких лидеров банковского дела, как США и Великобритания. Да еще и схема покрытия расходов за счет собственных клиентов явно - впереди планеты всей!