Между тем, как сообщает РИА «Новости», источник в силовых ведомствах Украины заявил, что причиной этой трагедии, унесшей жизни 298 человек, могла стать внештатная ситуация на тренировке подразделения ПВО украинской армии - во время учений, по его словам, произошел несанкционированный запуск ракеты комплекса «Бук-М1», которая и сбила лайнер.
Заметим, что это предположение украинская сторона озвучила лишь через неделю после резонансной авиакатастрофы. Между тем, почти сразу же после крушения малайзийского «Боинга 777» главный редактор российского журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко и заместитель главного редактора газеты «Завтра», военный эксперт Владислав Шурыгин в эфире нескольких радиостанций заявили, что из-за низкой квалификации украинских военнослужащих могла и произойти эта трагедия.
Дело в том, что при боевом развертывании дивизионов ЗРК «Бук» в обязательном порядке проводится радиолокационное и другое сопровождение воздушных целей (как правило, это гражданские авиалайнеры) для определения высотных и других параметров. В один из моментов, как заявили названные эксперты, могло произойти следующее: один из офицеров по какой-то причине разблокировал устройство, не позволяющее несанкционированный запуск «Бука», а другой военнослужащий в обстановке нервного напряжения совершил запуск ракеты без соответствующей команды.
Как заявил РИА «Новости» источник в силовых ведомствах Украины, «17 июля командиру 156-го зенитного ракетного полка было предписано провести тренировку боевых расчетов по прикрытию наземной группировки войск в пригороде Донецка». При этом он добавил, что реальный запуск ракет не должен был проводиться, хотя командирам батарей выдали разблокировочные ключи, с помощью которых можно запустить ракету.
«Для участия в тренировке в Днепропетровск с авиабазы Кульбакино 229 бригады тактической авиации в Николаеве были направлены два самолета Су-25. Перед ними была поставлена задача провести воздушную разведку и обозначить контрольные цели в районе сосредоточения группировки АТО к западу от Донецка», - сообщил источник РИА «Новости».
После того, предположил собеседник агентства, как один из военных самолетов вошел в зону обнаружения ЗРК "Бук", батарея, расположенная у населенного пункта Зарощенское, стала его сопровождать боевым расчетом. Как считает источник РИА «Новости», по всей видимости, по трагической случайности через какое-то время маршруты полетов малайзийского «Боинга» и Су-25, несмотря на разницу в эшелонах, совпали, слившись на экране в одну крупную точку, что и привело к катастрофе гражданского воздушного судна и гибели пассажиров.
По словам источника, который не знает, почему произошел несанкционированный запуск ракеты «Бук», выяснением причины случившегося занимаются сотрудники СБУ, которые примерно в 21:30 четверга задержали командира батареи и членов экипажа.
Заметим, что после развала СССР украинские силы ПВО уже во второй раз показывают свою полную недееспособность и низкую квалификацию военнослужащих. Ранее, 4 октября 2001 года, во время учений украинских сил ПВО был сбит летевший над Черным морем по маршруту Тель-Авив - Новосибирск самолет Ту-154 российской авиакомпании «Сибирь», на борту которого находились 66 пассажиров и 11 членов экипажа. Узнав об этом, по горячим следам тогдашний президент Украины Леонид Кучма вопросил: «Ну и что!?», а затем заявил, что не надо делать из этого трагедии.
Тогда украинские власти сначала признались в том, что виновными в трагедии являются силы ПВО страны, а затем отказались от этого. До сих пор ни «Сибирь», ни родственники погибших не могут по этой причине взыскать с Украины денежную компенсацию.