Инфляция получила бензиновый мотор

Рост потребительских цен в России к 25 апреля составил 4,2%, сообщил в среду Росстат. До преодоления планки в 7-7,5%, которую пока Минэкономразвития держит в качестве официального прогноза по инфляции на 2011 год, осталось, как говорится, рукой подать.

В том, что к началу осени рост потребительских цен перекроет прогноз МЭР, можно не сомневаться – уже сейчас локомотивом инфляции начинают становиться цены на моторное топливо, которые в последние дни заметно выросли на фоне образовавшегося в ряде регионов России дефицита бензина и дизельного топлива. ФАС России уже забила тревогу и начинает «третью волну» проверок нефтяных компаний.

По данным Росстата, за период с 19 по 25 апреля инфляция в РФ составила 0,1%, с начала месяца – 0,4%, а с начала года – 4,2%. Таким образом, можно констатировать, что темпы роста потребительских цен в нынешнем году превышают прошлогодние на 0,7%. Как напоминает Росстат, в апреле 2010 года инфляция в РФ составила 0,3%, а с начала года и по 25 апреля – 3,5%.

За прошедшую неделю наиболее сильно подорожали пшено и гречка – на 1,2% и 0,7% соответственно. Цены на яйца, мороженую рыбу, баранину, печенье, карамель и шоколадные конфеты выросли на 0,3-0,5%. Капуста подорожала на 0,1%.

Реклама на веке

Между тем, на ряд продуктов по итогам минувшей недели зафиксировано снижение цен, отмечает РБК. Стоимость сахара-песка снизилась на 1,1%, сыра и муки – на 0,2%. Плодоовощная продукция в среднем подешевела на 0,3%, в том числе цены на картофель снизились на 0,8%, морковь – на 0,4%.

Впрочем, эта локальная дефляция вряд ли сможет существенно снизить темпы роста инфляции, поскольку в последние днит остро встал вопрос повышения цен на моторное топливо на фоне образовавшегося в ряде регионов России дефицита бензина и дизельного топлива.

Эту тенденцию Росстат уже зафиксировал в цифрах, сообщив накануне, что за период с 19 по 25 апреля цены на автомобильный бензин выросли в среднем по России на 0,8%. Примечательно, что и в течение трех предыдущих недель стоимость моторного топлива также росла, но темпы были значительно ниже - 0,3%, 0,2% и 0,1% соответственно.

Напомним, что до этого с начала февраля (когда премьер-министр РФ Владимир Путин поручил своему заместителю Игорю Сечину и ФАС осуществлять мониторинг ситуации с повышением цен на топливо) и до конца марта цены на бензин и дизельное топливо не повышались, более того, нефтяные компании, ощутившие на себе суровый взгляд главы правительства РФ, стали снижать топливные цены.

Однако пружина бензиновой дефляции долго сжиматься не могла, поскольку сверхприбыли являются смыслом существования российских нефтяных компаний. Поэтому уже в конце марта и в апреле топливные цены поползли вверх. Мало того, в ряде регионов России образовался дефицит бензина. В конце минувшей и начале этой недели с нехваткой моторного топлива столкнулись автомобилисты Алтайского края, Новосибирской, Брянской и Белгородской областей, Красноярского края. Накануне этот список пополнила Томская область, где со дня на день ожидается транспортный коллапс. Что стало причиной нехватки моторного топлива из-за чего цены на него заметно выросли – искусственный дефицит или, как утверждают некоторые эксперты, превышение экспортных поставок над поставками моторного топлива на внутренний рынок – предстоит разобраться ФАС.

Во вторник, 26 апреля, антимонопольная служба заявила, что проведет проверки крупнейших российских нефтяных компаний на предмет сговора для создания монопольных цен на топливо.

ФАС потребует объяснений у «ЛУКОЙЛа», «Газпром нефти», «ТНК-BP», «Роснефти», «Сургутнефтегаза», «Татнефти», «НК Альянс» и «Башнефти» по поводу возникновения дефицита топлива в ряде регионов страны.

Кроме уже названных регионов наиболее остро нехватка топлива ощущается в Санкт-Петербурге, Воронеже и на Сахалине. Тяжелая ситуация и в Алтайском крае, где за 2 дня, 23-24 апреля, закрылось большинство независимых автозаправок, остальным «частникам» пришлось поднять цены на 20%, напоминает Лента.Ру».. Заправки «Роснефти» и «Газпром нефти», на которые приходится около половины рынка края, стали продавать бензин по карточкам постоянных покупателей и не более 20 литров в руки.

УФАС по Алтайскому краю 26 апреля уже возбудило дела в отношении «Роснефти» и «Газпром нефти» по признакам картельного сговора, сообщает «Интерфакс».

Сами нефтяные компании, отмечает «Лента.Ру», считают, что топливный кризис вызван государственным регулированием цен на топливо. После рекомендаций правительства автозаправкам снизить цены на бензин и дизельное топливо, нефтяникам стало выгоднее продавать топливо на экспорт, нежели на внутреннем рынке. Ситуация усугубилась в апреле, когда на профилактику закрыли нефтеперерабатывающий завод в Центральном федеральном округе.

Между тем, в среду президент «ЛУКОЙЛа» Вагит Алекперов заявил, что цены на бензин в РФ могут вырасти еще на 5-7%, поскольку сегодняшняя цена не отражает затрат, которые несут компании, отмечает NEWSru.com.

«Мы считаем, что цена может расти, но незначительно», - заявил Вагит Алекперов, комментируя возможность повышения цен на топливо. По его словам, «5-7% могли бы быть сдерживающим фактором, если, конечно, правительство сняло бы акциз, который был введён с 1 января».

По словам Алекперова, повышение цен на топливо связано с тем, что «совпало воедино – снова резкий рост цены на сырую нефть и рост акцизной нагрузки на литр бензина, который поступает потребителям». «Мы сегодня имеем ряд сдерживающих факторов, мы ведем диалог с правительством, в том числе о мерах компенсации, - добавил он. - Одной из мер было бы и снижение акцизов, которые ввели с 1 января - это не дало бы возможность повышать (цены на моторное топливо)».

«Сегодняшняя цена на рынке РФ не отражает тех затрат, которые несут компании, - на производство бензина, дизельного топлива и на доставку их потребителю, - отметил он. - Все тарифы естественных монополий, все они сегодня индексированы, поэтому мы считаем, что цена может расти, но незначительно».

«Конечно, мы понимаем общество, которое вправе требовать от нас справедливой цены, - подчеркнул президент «ЛУКОЙЛа». - Но вопрос в том, где эта справедливая цена – сегодня наше топливо почти на 30-40% продаётся дешевле, чем у наших соседей: даже в Белоруссии, Украине, я уже не говорю о Прибалтике».

Как напоминает NEWSru.com, в среду министр финансов Алексей Кудрин заявил, что дефицит бензина в ряде регионов связан не с увеличением акцизов, а с недостаточно оперативным реагированием производителей на изменение спроса.

«Рост акцизов никак не связан с проблемой дефицита бензина», - сказал он журналистам в среду. По мнению главы Минфина, «факторы, которые могли возникнуть в некоторых регионах, исключительно связаны с администрированием и регулированием (производителями) своей деятельности».

Министр отметил, что в предыдущие несколько лет не принималось решений о повышении акцизов на бензин, в то время как цены на бензин росли более чем на 8 рублей в отдельные периоды. Таким образом, полагает министр, «основные факторы изменения цен на бензин не связаны с акцизами, они подчиняются мировым тенденциям, в том числе тенденциям спроса и предложения». Соответственно, под эти тенденции, сказал Кудрин, и должны подстраиваться производители, «умело и своевременно реагируя на спрос».

Налоговые же факторы, по мнению Алексея Кудрина, отмечает NEWSru.com, не могут повлиять на появление дефицита бензина, особенно сейчас, «когда цена на нефть такая высокая и спрос на мировом рынке полностью не восстановился, а несколько начал притормаживать из-за высоких цен на нефть». «Никакого дефицита не произойдет из-за этого», - уверен Алексей Кудрин.

Реклама на веке
Олигархи выходят на работу Газометал з украiнськоi