18+
  1. «Интарсионное дело» Транснефти потянет на миллиарды?

«Интарсионное дело» Транснефти потянет на миллиарды?

«Интарсионное дело» Транснефти потянет на миллиарды?
Громкий скандал может разгореться в Петербурге вокруг группы компаний «Интарсия», которая получает множество городских подрядов на миллиарды рублей, однако в процессе строительства смета регулярно увеличивается.

А ведь у экспертов есть подозрение, что хозяева «Интарсии» связаны с госкомпанией «Транснефть», сообщили корреспонденту The Moscow Post независимые эксперты.

Смета «разбухает» на миллиарды

Выводы экспертов о том, что все проекты группы компаний «Интарсия», связанные с Петербургом, рассчитаны на увеличение сметы, обуславливаются тем, что эта тенденция наблюдается при целом ряде госзаказов данной коммерческой структуры.

Так, к примеру, недавно Федеральный Центр сердца, крови и эндокринологии имени Алмазова объявил конкурс на окончание строительства и ввод в эксплуатацию второго корпуса лечебно-реабилитационного комплекса в Приморском районе на сумму 2,3 млрд рублей. С 2009 года генподрядчиком по этому проекту выступала группа компаний «Интарсия», в обязанности которой, помимо строительства корпуса, входило обеспечение его всем необходимым оборудованием. Цена контракта составляла тогда 3,5 млрд рублей.

Однако, за четыре года произошло удорожание строительства до 5,8 млрд рублей. А теперь дело закончит уже новый подрядчик. Разумеется, при таком подходе к делу к «Интарсии» возникают весьма обоснованные претензии, связанные с процессом «раздутия» сметы и истинными причинами смены подрядчика.

А вот еще один скандал, который произошел после того, как полная стоимость реконструкции и реставрации Восточного крыла Главного штаба, которое займет Эрмитаж, выросла с 10,6 млрд до 15 млрд руб .

Напомним, что в 2008 г. контракт стоимостью 4,4 млрд руб. на реконструкцию и реставрацию первой очереди получила ГК «Интарсия», в 2010 г. контракт на вторую очередь стоимостью 6,2 млрд она получила уже без конкурса. В конце июля Счетная палата сообщила, что видит в продлении контракта без конкурса и необоснованной индексации стоимости проекта наличие коррупционных признаков во взаимоотношениях «Интарсии», ФИСП и Минкультуры России.

Еще стоит отметить, что в контрактах, заключенных с «Интарсией» смольнинским Фондом инвестиционных строительных проектов, была заложена формула, согласно которой производится корректировка (увеличение) стоимости принимаемых работ . Финансирование шло по линии Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Таким образом, очевидно, что контракты «Интарсии» могут увеличить смету на несколько миллиардов рублей!!

Кто стоит за «Интарсией»?

Разумеется, с учетом подобного заранее прогнозируемого роста сметы возникает логичный вопрос - а зачем государству вообще работать с «Интарсией», если риск «раздутия» сметы и вывода активов по «откатной схеме» очень велик?

Возможно, что предоставление Смольным выгодных контрактов для «Интарсии» связано с тем, что пост гендиректора занимает Виктор Московских, который ранее был зампредом комитета по строительству правительства Петербурга.

«Интарсионное дело» Транснефти потянет на миллиарды?

Виктор Московских

Однако, «Интарсия» занимается своими проектами не только в Петербурге.

Напомним, в числе ее проектов в Петербурге и Москве — ансамбль Дворцовой площади (здание Главного штаба, Александровская колонна), здание Биржи и Ростральные колонны, Смольный собор, храм Христа Спасителя, Московский Кремль. Так же эта компания выступала спонсором Государственного Эрмитажа, Царского Села, Петергофа, проводила за свой счет некоторые работы. Имеет два филиала — в Москве и Московской области.

Загадка господина Явника

Но разве связи бывшего зампреда комитета по строительству правительства Петербурга мог ли бы обеспечить «Интарсии» успех в Москве?! Похоже, здесь стоит обратить внимание на тех, кто владеет «Интарсией».

По данным СПАРК, 80% ООО «Интарсия» принадлежит президенту ГК «Интарсия» Виктору Смирнову, 20% — Геннадию Явнику . Выручка компании в 2012 г. составила 6,8 млрд руб.

«Интарсионное дело» Транснефти потянет на миллиарды?

Геннадий Явник

Отметим, что Геннадий Явник является главой благотворительного фонда «Константиновский» http://www.kommersant.ru/doc/2245452 Так же Явник причастен к целому ряду «благотворительных провластных проектов»

Благодаря одному из своих соучредителей главе фонда «Константиновский дворцово-парковый ансамбль в Стрельне» Геннадию Явнику фонд «Покровский» «встроен» в достаточно крупную петербургскую бизнес-империю. В центре этой бизнес-империи группа компаний «Олимп», которая специализируется на торговле престижными иномарками, а также фирмы, занимающиеся элитным строительством.

Соучредитель «Покровского» Геннадий Явник в прошлом году стал соучредителем некоммерческой организации Международный благотворительный фонд «Кронштадский морской собор во имя Святителя Николая Чудотворца». Как рассказал представитель фонда, он создан в 2009 году для сбора средств на восстановление Кронштадского морского собора, что происходит и по сей день. Любопытно, что среди соучредителей фонда числится и глава Кронштадского района Александр Горошко, а в заседании попечительского совета собора принимала участие первая леди России Светлана Медведева. Кстати, в «Константиновском дворцово-парковом ансамбле в Стрельне» располагается резиденция российского президента .

Связь «Интарсии» с «Транснефтью»

Таким образом, Геннадий Явник связан, как со Смольным, так и с Кремлем. Однако, что самое интересное, Явник, по мнению экспертов, связан еще и с «Транснефтью». Ведь уже давно замечено, что глава «Транснефти» Николай Токарев является «тайным спонсором» фонда «Константиновский»

Так, к примеру, в 2009 году 749 млн рублей одной из дочек «Транснефти» («Сибнефтепровод» - прим.ред) было подарено некоему международному благотворительному фонду «Константиновский» , где Николай Токарев входит в попечительский совет.

Так же, есть версия, что за Геннадием Явником стоит именно Николай Токарев, а выделение спонсорских денег в «Константиновский» является лишь удобным способом для вывода активов «Транснефти»!

Куда ушли «нефтяные миллиарды»?

Вообще, благотворительность «Транснефти» уже давно вызывает возмущение у многих экспертов. Так в 2012 году благотворительные расходы «Транснефти» составили 3,7 млрд руб. против 6,7 млрд в 2011-ом.

А вот до 2010 года именно «Транснефть» была лидером по объемам благотворительной помощи. Рекордной суммой стали 7,2 млрд руб., израсходованные компанией в 2007 году. После этого по «щедрости» ее превзошли сначала «Газпром» (в 2010 году), а затем «Роснефть» (в 2011 году).

Впрочем, не стоит наивно полагать, что все деньги «Транснефти», выведенные по «благотворительной схеме», действительно пошли на «помощь детям-сиротам, пенсионерам и инвалидам»

«Интарсионное дело» Транснефти потянет на миллиарды?

Николай Токарев

Ведь раньше конечных получателей «благотворительных» денег «Транснефти» найти было почти нерально. Так что доподлинно установить, на что именно были потрачены миллиарды «Транснефти», крайне сложно.

Хотя журналистам стало известно, что часть «пожертвований» компании Николая Токарева плавно «перетекает» на счета «около-политических» организаций (что в общем-то не совсем законно – прим.ред.)

«Распил по-нефтяному»

Впрочем, это далеко не единственные подозрения «Транснефти» в «распиле». Здесь стоит вспомнить, как «Транснефть» решила использовать американский вертолет Robinson R44, который известен своими поломками . Из-за этого решения «Транснефти», на 2012–2013 годы российские авиакомпании закупили порядка 50 легких американских вертолетов Robinson, и размер вложений является критичным для многих компаний. А так как один вертолет Robinson R44 стоит $0,5 млн., то всего на их закупку российские авиаторы потратили $25 млн. !

А ведь Robinson R44 руководство решило использовать вместо отечественного двухмоторного вертолета Ми-8Т (транспортного). Так что эти $25 млн. прошли мимо российских вертолетных заводов.

Кстати, в итоге Robinson R44 поломались, так что «Транснефти» пришлось от них отказаться…

Причем, похоже, что топ-менеджерам «Транснефти» заранее понимали, чем кончится эта комбинация с Robinson R44. Но зачем тогда они вообще совершали эту сделку?!!

Чтобы лишний раз «распилить» бюджет?!!

Кстати, самый масштабный «распильный скандал» в «Транснефти» произошел вовсе не при покупке НМТП, а в ходе по реализации проекта «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО)!!!

Его еще в 2010 году выявил известный борец с коррупцией Алексей Навальный. Причем, тогда в ходе своего расследования он опубликовал документы по реализации проекта ВСТО, подготовленные в 2008 г. специалистами «Транснефти» по запросу Счетной палаты.

«Только на проектно-изыскательских работах украли 10 млрд руб.», - отметил тогда Навальный.

По оценке Навального, общая сумма растраты при строительстве ВСТО — не менее $4 млрд.

«В этой истории еще очень много вопросов. Например, совершенно не ясно, на каком основании нефтепровод и нефтеналивной терминал в Сковородине были исключены из состава объектов первой очереди проекта», — возмущается Навальный. В обращении к генпрокурору он указывает на то, что контракт с ОАО «Энерготерминал» (владелец порта в Сковородине) был подписан «Транснефтью» в нарушение распоряжения правительства.

«Интарсионное дело» Транснефти потянет на миллиарды?

Григорий Березкин

Причем, изначально планировалось, что нефтеналивной терминал в Сковородине (мощность — 15 млн т) войдет в состав ВСТО. Но в окончательном документе, подготовленном Минэнерго, упоминания об этом объекте нет. Оказалось, что землю под терминал в Сковородине к тому времени купили структуры владельца группы ЕСН Григория Березкина. А тот убедил руководство «Транснефти» в совместной реализации проекта.

А вот тут началось самое интересное! Ведь, как пишет пресса, Березкин сумел найти общий язык с руководителем «Транснефти» Николаем Токаревым. Исходя из этого вполне можно предположить, что Токарев мог получить от Березкина неплохой «откат»!

Таким образом, возможно, что Токарев ведет бизнес «Транснефти» в интересах своих друзей. Но законно ли это?!!

Скандал при сделке с НМТП

Впрочем, скандал, вокруг связей Токарева, Березкина и Явника- это лишь часть скандалов, вокруг друзей и бизнес-партнеров руководства «Транснефти». Так в 2011 году «Транснефть» на 80% дороже рыночной цены приобрела у одного из крупных олигархов и его партнеров часть акций Новороссийского морского торгового порта (НМТП), по данным деловых изданий, в общей сложности переплатив $2,5 млрд .

Интересно, а не было ли потом «отката» с этих $2,5 млрд в сторону руководства «Транснефти»?..

Далее сотрудничество «Транснефти» с этим олигархом продолжилось, и в итоге она вместе с ним стала контролировать НМТП (а также балтийские терминалы в Приморске). Однако, как выяснилось, деньги, выведенные из «Транснефти» в рамках проектов «ВСТО», «КТК» И «БТС» этот олигарх вложил в свои европейские активы ! Причем, поговаривают, что Токарев сознательно скрывал эту информацию.

Токарев и Тимченко: «коррупционная дружба»?

Разумеется, что на этом скандалы, связанные с «друзьями Токарева» не заканчиваются! Так, к примеру, крупный скандал вспыхнул, когда прессе стало известно о продаже трейдером Gunvor Геннадия Тимченко ООО «Усть-Лужский бункеровочный комплекс» (УЛБК) государственной «Транснефти» .

«Интарсионное дело» Транснефти потянет на миллиарды?

Геннадий Тимченко

Вот только специалисты поговаривают, что УЛБК «Транснефти» был особенно-то и не нужен, а покупкой этого актива Токарев сделал Тимченко неплохой «подарок». Кстати, эксперты отмечают, что в таких случаях, когда госкомпания покупает в общем-то не нужный ей частный актив, счастливый продавец, как правило, возвращает «откатом» часть полученной суммы обратно топ-менеджером этой госкомпании.

Интересно, а сколько Тимченко мог «откатить» Токареву за сделку с УЛБК?!!

Дело «Зарубежнефти»

Кстати, как выяснилось, Тимченко и Токарев связаны уже давно! Так первый коррупционный скандал, в котором были замешаны Токарев и Тимченко, произошел еще самом начале 2000-х.

Напомним, что в 2004 году, по данным отчета ООН следственной комиссии Пола Волкера, расследовавшей махинации вокруг программы ООН «Нефть в обмен на продовольствие» , с режимом Саддама Хусейна сотрудничали две фирмы с названием «Gunvor».

При этом торговля с Ираком шла через «Зарубежнефть», которую возглавлял хороший знакомый главы Gunvor'а Тимченко Николай Токарев.В итоге, как удалось выяснить Волкеру, тогда Gunvor в общей сложности оказался причастен к продаже нефти на сумму порядка 500 млн долларов .

А вот теперь стоит задаться вопросом о дальнейшей судьбе этих 500 млн долларов? Неужели они были банально «распилены» между Тимченко и Токаревым?!!

Анализируя описанные выше случаи, приходишь к версии, что Токарев способен использовать «Транснефть» для своих личных целей. Так что, если версия о связи «Транснефти», фонда «Константиновский» и «Интарсии» верна, то это дело попахивает новым «грандиозным распилом»...