Согласно сообщению пресс-службы АвтоВАЗа, в 2014 году будет сокращено около 7,5 тыс. заводчан - руководителей, специалистов, служащих (всего 2500 человек) и рабочих (5000 человек).
Именно таким образом новый президент автогиганта швед Бо Андерссон решил оптимизировать производство, снижение объемов которого прогнозируется на фоне общего падения автомобильного рынка в России.
Однако, как рассказал «Веку» директор тольяттинского агентства информационно-политических технологий «Горизонт» Михаил Куракин, названное количество заводчан, которые могут потерять работу, - это только верхушка айсберга.
«Параллельно с этим есть еще информация о том, что 7,5 тысяч сокращенных - далеко не все, - говорит Куракин. - Несомненно, в рамках оптимизации пострадает и компонентный бизнес, то есть поставщики. На АвтоВАЗ ведь замкнуто немало заводов по всей России. Очевидно, что сокращение их коснется тоже. О каких объемах увольнений здесь может идти речь, пока что сказать сложно. Надо понимать производство, структуру империи АвтоВАЗа, нужна некоторая аналитика, которой пока что никто не занимался. По моим предварительным прогнозам, речь может идти еще о 7-8 тысячах человек».
Между тем, краткие сообщения в СМИ, появившиеся накануне, не могут удовлетворить горожан и независимые профсоюзы, лидеры которые в отсутствие официальных извещений не могут действовать в рамках правового поля.
«Официального уведомления от руководства завода мы не получали, о массовых сокращениях узнали из СМИ, - рассказал «Веку» глава независимой профсоюзной организации работников АвтоВАЗа «Единство» Петр Золотарев. - Хотя по закону нас обязаны уведомить за три месяца до начала увольнений работников. Реакции властей на эту новость мы тоже не видим и не слышим. Выходит, что работодатель не уведомил и органы занятости, что тоже является нарушением закона. Люди волнуются, желают услышать какие-то разъяснения от городской администрации, а там - молчание. Тем не менее, наш профсоюз несмотря на отсутствие официального уведомления со стороны работодателя уже начал подготовку к протесту. Проведем «установочный» митинг, выясним, насколько коллектив АвтоВАЗа готов к активным действиям, насколько люди решительны. Затем выработаем стратегию дальнейших действий».
Впрочем, чего ждать от местных властей, если говорить о массовых сокращениях пока что «стесняются» даже члены правительства. Так, вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, отвечая на вопрос журналистов в Давосе, был краток: «Я еще не видел этих заявлений АвтоВАЗа и ничего не могу сказать», - заявил он.
Это не первый кризис, в котором оказался АвтоВАЗ после того, как Владимир Путин заявил о создании на базе завода массового производства «народного автомобиля». После «черного 2008 года» долг АвтоВАЗа перед поставщиками достиг 14 млрд. рублей, а производство упало на 43,5 %. Были уволены почти 23 тыс. работников. Как сейчас говорят в Тольятти, тогда заводу помог Владимир Путин.
«Вспомним, как было в 2008 году, когда на заводе прошли массовые сокращения, - говорит Михаил Куракин. - Социальный взрыв просто погасили деньгами - выдали многомиллиардный транш, который «растворил» уволенных работников, не дав им окончательно стать безработными. Потому что квартплата остается, остаются все другие обязательства перед государством, а денег нет. И для того, чтобы не завалить бюджет, «социалку», сделали такой вот финт. Решатся ли власти на это еще раз - не знаю».
Кстати, председатель официальной профсоюзной организации АвтоВАЗа Сергей Зайцев, с которым Бо Андерссон все же пообщался, осторожно намекнул на то, что именно ожидает уволенных сотрудников на этот раз. По всей вероятности, сообщил он, им будет выплачена материальная компенсация.