Исполнители заказов ТоАЗа получили нагоняй от клиента

К любопытной коллизии привела черная PR-кампания, развернутая химкомбинатом из Тольятти против одного из своих акционеров. Несколько месяцев назад в российских и белорусских Интернет-СМИ начали появляться публикации о российском бизнесмене Дмитрии Мазепине, председателе совета директоров ОАО «ОХК «Уралхим».

Якобы Мазепин тайно стал гражданином Белоруссии, готовится занять пост вице-премьера республики, а вдобавок является неофициальным держателем капиталов президента Александра Лукашенко на Кипре. Отсутствие всяких доказательств и аргументов, говорящих о правдивости подобных выводов, выдавало явно заказной характер статьи.

В ответ на это Дмитрий Мазепин дал интервью белорусскому порталу tut.by, в котором объяснил, что хотя и родился в Минске, он не имеет никакого гражданства, кроме российского, не имеет деловых интересов в Белоруссии, не знаком лично с Александром Лукашенко. Также бизнесмен предположил, что слухи в отношении него могут распространять конкуренты.

Журналисты быстро вычислили, кому выгодней всего дискредитировать Дмитрия Мазепина – это тольяттинский аммиачный завод «Тольяттиазот», принадлежащий семейству Махлаев и главе швейцарского трейдера AmeropaAGАндреасу Циви. В ТоАЗе «Уралхим» владеет миноритарным пакетом акций. С 2008 года, когда «Уралхим» стал акционером тольяттинского химкомбината, его права систематически нарушались. В 2012 году компания подала заявления в Следственный комитет РФ, результатам которых стало возбуждение двух уголовных дел против руководства ТоАЗа – по фактам нарушения прав акционеров и мошенничества на $ 550 млн. Это уже привело к объявлению в розыск и бегству за границу гендиректора ТоАЗа Евгения Королева. Так что мотивы отомстить своему акционеру – хотя бы устроив истерию в СМИ – у «Тольяттиазота», безусловно, имелись.

Реклама на веке

Для этих целей «Тольяттиазот», по данным СМИ, нанял московское PR-агентство, известное своей неразборчивостью в методах работы и стремлением отработать гонорары во что бы то ни стало. В ход пошли настойчивые попытки подкупа журналистов, «громкие» скандалы с якобы перехваченной секретной перепиской и другие провокационные выходки. До определенного момента на ТоАЗе, судя по всему, были довольны рвением подрядчика.

Впрочем, в какой-то момент пиарщики агентства слишком далеко зашли в своем стремлении выслужиться и впечатлить щедрых тольяттинских заказчиков. Была изобретена фантасмагорическая история о миллиардах Александра Лукашенко на Кипре, которыми якобы управляет Дмитрий Мазепин. И все бы ничего, но «стреляя» в Мазепина, нерадивые пиарщики на деле «попали» в Лукашенко. А это, на минуту, президент крупного европейского государства. Слухи о миллиардах на Кипре быстро дошли до самого президента Белоруссии, которому пришлось оправдываться, выступая с официальным опровержением.

И тут заказчики на ТоАЗе внезапно осознали, что пиарщики из PR-агентства очень серьезно перестарались, а их невинные, на первый взгляд, PR-игрища привели к международному скандалу, который может серьезно осложнить двусторонние отношения России и Белоруссии, на укрепление которых руководители обеих стран потратили немало усилий в последние годы.

Не в меру рьяные креативщики, очевидно, получили суровый нагоняй от нанимателя, и попытались дать «задний ход». В газете «Наша версия» выходит статья, в которой информация о белорусских делах Мазепина уже называется «клеветой», «фальшивкой», «газетной уткой», но самое удивительное, что ее заказчиком пытаются подставить… самого Дмитрия Мазепина! Якобы бизнесмен оклеветал сам себя, намеренно пытаясь вызвать непонятно зачем ему нужный международный скандал. Видимо, они забыли, что все слухи о белорусских делах были тотчас же опровергнуты самим Дмитрием Мазепиным. Равно как были опровергнуты и ранее распространяемые агентством домыслы о выдвижении Мазепина сенатором от Кировской области, связях с оппозицией, сотрудничестве с Навальным и так далее.

Похоже, испуганные пиарщики PR-агентства так сильно спешили загладить свою вину, что просто не успели придумать более или менее правдоподобную историю, и фактически разместили «объяснительную», в которой пытаются заверить, что свинью своему заказчику подложили совсем не они. Подобно маленьким детям, упав в лужу (и попутно посадив туда своего нанимателя), они-таки пытаются забрызгать и окружающих.

И тем не менее, маловероятно, что PR-агентство лишится заказа и крупного клиента в лице ТоАЗа. Конечно, вряд ли кому-то понравится, когда за собственные деньги тебя вовлекают в международные скандалы, а СМИ и журналистов подставляют под суды. Но на PR-рынке едва ли найдется много желающих как расхлебывать заваренную PR-агентством кашу, так и работать с клиентом, который того и гляди пойдет по этапу. А находящемуся в бегах руководству предприятия стоило бы задуматься, поубавится ли у них проблем, если вдобавок к претензиям правоохранительных органов они навлекут на себя еще и раздражение у российского и белорусского руководства.

Андрей Лапшов

Реклама на веке
К матери блоггера Адагамова пришли с обыском В ФМС довольны дружинниками, отлавливающими нелегалов