Изъять нельзя оставить: законодатели спорят, где поставить запятую (часть 2)

Нынешним летом в Госдуме и Совфеде разгорелась и ныне продолжается нешуточная битва мнений в связи с внесением поправок в Семейный кодекс. Речь идет в том числе и о ювенальной юстиции, с которой некоторое время назад столкнулась во Франции актриса МХАТа Наталья Захарова, написавшая об этом книгу. Ниже публикуется отрывок из ее.

(Окончание)

Наталья Захарова

«Свидание»

Реклама на веке

Изъять нельзя оставить: законодатели спорят, где поставить запятую (часть 2) ...Я снова встаю, иду на кухню. В коридоре трется о мои ноги проснувшийся кот Мурзик. Я достаю его «Вискас» и кладу в блюдце. Тишина. Ночь. Зябко. Маши нет. Она где-то далеко, в чужой семье, в чужом доме, в чужой кроватке. Семьсот тринадцать дней и ночей без нее...

«Расстояние: версты, мили...

Нас расставили, рассадили,

Чтобы тихо себя вели,

По двум разным концам земли....»

Я смотрю в окно. У соседей мерцают разноцветные лампочки на елках. Сегодня Рождество. Париж, 2000 год.

Я бреду в твою комнату, беру сумку и складываю в нее приготовленные для свидания книжки, камешки, ракушки, пустую банку, чтобы наливать воду и играть в «аквариум», еловую ветку, свечку, иконку - помолиться, фотоаппарат, чтобы тебя сфотографировать и до следующего свидания смотреть на твое фото, новую шелковую кофточку: подарок тебе на Рождество.

Мне тревожно на сердце... Как будто что-то плохое должно случиться.

Складывая вещи в сумку, я думаю: надевают ли тебе шапочку, у тебя слабое горлышко, есть ли у тебя варежки, что это за приемная семья, зачем они все время срывают с тебя нательный крестик?

Слезы снова наворачиваются на глаза. «Машенька, моя любимая девочка, я больше не могу жить без тебя! Когда прекратится этот страшный сон?! За что нас мучают французские судьи? В чем наша вина?»

...Как обычно, я приезжаю к серому зданию раньше времени. Все тот же железный забор, наглухо закрытые ставни на окнах, решетки на дверях «Центра». Вокруг сумрачные кирпичные постройки окраины Парижа. К забору подъезжают несколько папаш с детьми. Странные на вид, с серьгами в ушах, с коротким «бобриком» на голове, небритые, они привели своих детей на свидание с бывшими женами. С бывшими мамами этих детей.

Цветы, еловая ветка, моя тяжелая сумка оттягивают мне руки. Я без перчаток. Забыла их в машине. Мне холодно, но я боюсь вернуться за ними, чтобы не пропустить тебя. Напряженно оглядываюсь по сторонам.

Вдруг по дорожке, ведущей к зданию, я вижу тебя - мою девочку! Ты в красной дешевой куртке, без шапочки, у тебя растрепанные волосы и безжизненный вид. Женщина-шофер, привезшая тебя, равнодушно тащит тебя за руку. Ты плетешься за ней как робот, безжизненный взгляд направлен внутрь себя.

Я спешу навстречу, сдерживая слезы и стараясь улыбаться:

- Здравствуй, мой ангел!

Шофер, не обращая на меня внимания, тащит тебя мимо меня в здание «Центра».

Длинноносая, лохматая психолог открывает железную дверь. Мы входим. Дверь захлопывается. За столом сидит еще одна психолог с приветливо-фальшивой улыбкой. Она записывает нас в журнал. В сопровождении длинноносой мы идем в комнату, где стоит стол и два синих стула. Шофер удобно устраивается у входа.

Я ставлю сумку на стол. Стаскиваю с тебя затхло пахнущую куртку. Обнимаю и прижимаю к себе. Твое лицо замкнуто и безжизненно. У тебя темные круги под глазами, мокрый нос и нет платка. Как беспризорница ты вытираешь нос тыльной стороной ладошки. У тебя грязные руки с заусенцами на пальчиках и длинные сломанные ногти. Ты боишься меня обнять, пугливо оглядываешься на водительшу.

- Здравствуй, моя любимая, - нежно тебя целуя, говорю я.

- Как ты?

Мы обязаны говорить только по-французски, и я ищу слова, передающие переполняющие меня чувства. Но я не нахожу их. А ты ни слова уже не понимаешь по-русски. Французские слова застревают у меня в горле, но я улыбаюсь:

- Смотри, что я принесла тебе! Цветы, еловую ветку, я ее срезала в нашем парке. Помнишь наш парк? Сейчас мы будем наряжать ее, сегодня Рождество, я принесла твои елочные игрушки.

- Я знаю, что Рождество, - вдруг тихо и доверчиво говоришь ты по-французски. - Я тебе, мама, посвятила стихотворение.

Ты быстро протягиваешь мне маленькую открытку. Я читаю:

«Мамочка,

Ты мое солнышко,

Ты пчелка,

Ты цветок,

Ты сердечко,

Ты милая,

Мое имя начинается на «М».

Я тебя люблю. Маша».

- Какое чудное поздравление! - целую я дочь. - Спасибо, дорогая!

- Мама, а дочка приёмной семьи Анжелика мне не разрешает смотреть русские мультики, - вдруг громко и решительно говоришь ты.

- Почему?

- Она говорит, что они - русские и неинтересные...

Я нежно глажу ее по головке.

- Ты знаешь, Анжелика - француженка, она не понимает по-русски, поэтому ей скучно. А ты понимаешь свои мультики, и имеешь право их смотреть! Ты попроси ее вежливо, она тебе не откажет!

Маша недоверчиво снизу вверх смотрит на меня. Я достаю ветку, игрушки, серпантин. - Давай наряжать нашу елку!

Маша лезет в мою сумку, достает шарик, тот цепляется за ее волосы. Я помогаю отцепить, поднимаю волосы вверх. На Машиной шейке нет нательного крестика.

- Машенька, а где твой крестик?

- Отец приёмной семьи снял его, - отвечает она виновато.

- А зачем? Это твой крестик, он всегда должен быть на тебе.

- Но я не могу его достать, он положил его на шкаф...

К нам приближается длинноносая.

- Что вы делаете? Здравствуй, Маша, как дела? Какая красивая ветка! Твоя мама всегда что-нибудь придумает для тебя, - говорит она монотонно.

- По первому образованию я воСпитатель детского сада, - говорю я. Длинноносая удивлена.

- Правда? Ну, да это неважно. Что тебе, Маша, мама принесла? Она по-хозяйски, бесцеремонно заглядывает в мою сумку.

- Что это, свечка? Зачем? Помолиться? Нет, нет, зажигать нельзя, может быть пожар. Ну и что, что Рождество ? Нет, мадам, молитесь без свечки! Ты, Маша, веришь в Бога? Странно, Бога же нет! А что ты, Маша, совсем не улыбаешься, не рада видеть маму? А это что? Фотоаппарат? Здесь нельзя снимать!

- Почему?

- Здесь наши стены, стулья, здесь другие родители.

- Но я же не родителей буду снимать! Я сниму Машу для наших родственников, они не видели ее два года!

- Ну, хорошо... Только одно фото!

- Вы нас снимете вдвоем?

Маша нежно обнимает меня за шею.

- Что ты, Маша, никогда не улыбаешься, улыбайся! - пристает длинноносая. - Куда здесь нажимать? Меня уже другие родители ждут, вы здесь не одни! Ну, вот, готово!

Я благодарю ее.

- Я к вам еще подойду, это моя работа - наблюдать за вами.

- Мама! Я тоже хочу тебя снять! - перебивает Маша длинноносую.

Она берет фотоаппарат. Я улыбаюсь. Маша щелкает. Наша ветка неожиданно падает на пол. Игрушки и шары катятся в разные стороны. Одна звездочка разбивается.

Маша расстроена.

- Такая красивая звездочка была...

- Ничего, - бодро говорю я, - у нас дома их много! Мы собираем на листок осколки и несем в туалет.

- Я хочу пи-пи, - шепчет Маша.

- Давай! - Я пользуюсь возможностью побыть с дочкой вдвоем, щелкаю задвижкой и помогаю ей с колготками.

Она грустно смотрит на меня.

- Мама, ты заберешь меня сегодня домой? - с надеждой шепчет она. - Я хочу быть с тобой на Рождество!

Я целую ее ручки, головку, лобик. Я еле сдерживаюсь, чтобы не заплакать. - Ты понимаешь, почему нас разлучили? - спрашиваю я.

- Да, - говорит она по-взрослому. - Это из-за Патрика, он злой, он меня не любит. А ты, мама, хорошая. Я люблю тебя. Но, все решает судья! - повторяешь ты чьи-то заученные интонации.

Я вспоминаю бесстрастное лицо нашей судьи...

Я подтягиваю твои колготки и поднимаю платьице. Ужас охватывает меня: кожа Маши на спине, ногах, животе покрыта красными коростами, которые кое-где кровоточат.

- Что это, Маша? - еле выдыхаю я.

- Не знаю, это давно... Мне больно! - морщится Маша и с силой чешет ножку.

- Не чеши, не чеши! – говорю я, от растерянности не зная что делать. - Что же это такое? Это похоже на экзему! Почему они тебя не отвели к врачу?! У тебя всегда была нежная кожа, - бормочу я в панике. - Это какой-то кошмар! Мне хочется только одного: схватить мою дочь в охапку и бежать, бежать, бежать без оглядки!

Снаружи кто-то резко дергает дверь.

- Вы здесь, мадам? - слышу я высокий голос длинноносой.

- Здесь, - я открываю дверь. Она с подозрением смотрит на нас.

- Ваше свидание закончилось, водитель социальной службы ждет, надо уважать ее время.

- Собирайся! - приказывает она моей дочери.

- У нее экзема по всему телу! - кричу я.

- Ну и что, не страшно, приемная семья сделает все, что нужно. Собирайте вещи, свидание окончено!

- Оставьте нас еще на несколько минут, - прошу я. Оставьте нас вдвоем!

Длинноносая недовольная отходит от нас.

Я беру Машу на колени, крепко прижимаю к себе ее несчастное, покрытое кровоточащими корками тельце и шепчу:

- Ты - моя самая любимая девочка на свете, я клянусь тебе, что сделаю все, чтобы мы были вместе! Ты будешь со мной! Ты веришь мне?

- Верю, - безнадежно говорит Маша. - Я буду ждать!

Она крепко прижимается ко мне. Короткий поцелуй. Я даю ей цветы и ветку с игрушками. - Помни, что я тебе обещала! - говорю я на прощание.

Женщина-шофер тащит Машу за руку к выходу.

Помертвевшим взглядом я смотрю им вслед...

Все сбылось, как в утреннем сне...

Вернувшись домой, я беру чистый лист бумаги и, отдавая себе отчет за каждое слово, пишу:

«Министру юстиции Франции Амели Леклерк

Госпожа министр, противозаконное разлучение со мной моей маленькой дочери Маши и недопустимое ее содержание у неизвестных мне людей - это нарушение всех статей Европейской Конвенции по правам ребенка!

КОГДА ФРАНЦУЗСКИЙ СУД ПОЛОЖИТ КОНЕЦ СТРАДАНИЯМ МОЕЙ ДОЧЕРИ?

Ставлю Вас в известность, что после получения Вами этого заказного письма, я ОБЪЯВЛЯЮ ГОЛОДОВКУ ДО ТЕХ ПОР, ПОКА МОЯ ДОЧЬ НЕ БУДЕТ СО МНОЙ!»

...Ответа на мое письмо не последовало. Я начала голодовку, которая продлилась 18 дней.

От редакции. Как закончилась история Натальи Захаровой? Французский суд приговорил ее к трем годам тюрьмы, актриса была вынуждена покинуть Францию. Осенью 2010 года несмотря на угрозу ареста Наталья Захарова решила вернуться в Париж, чтобы участвовать в судебном заседании по делу об опеке над дочерью. Но была арестована и отправлена в тюрьму.

В мае 2011 года Минюст РФ и правозащитники международных организаций добились, чтобы Наталью вернули в Россию и перевели в Костромскую исправительную колонию. 14 июля 2011 года президент РФ Дмитрий Медведев принял решение о помиловании актрисы.

Актуальность поднятой «Веком» проблемы подтверждает сообщение ТАСС, которое на днях пришло из Парижа. Французская соцопека отняла у туристки из России Жанны Пиликиной шестилетнего сына. Причина – ребенок один вышел прогуляться в холл отеля.

Нужна ли в России подобная забота о детях и семьях?!

Реклама на веке
Байден собирается изменить нынешний курс внешней политики США «Америка прежде всего» Станислав Белковский: Путин несет бремя власти, но оно ему не в охоту