Впрочем, справедливости ради стоит отметить, что фирму Качмазова поддержали и ведущие российские производители, и это неспроста. Напомним, после того как «Автотор» занялся производством корейских автомобилей Kia C’eed, к ней сразу возникли претензии со стороны других производителей, и в первую очередь - СОКа. Дело в том, что последний выпускает машину Kia Spectra и также претендовал на C’eed, но, лишившись возможности выпускать эту модель, обвинил «Автотор» в льготных преференциях.
Дело в том, что, находясь в Калининграде, который является Особой экономической зоной (ОЭЗ), «Автотор» имел льготы на ввоз автокомпонентов, из которых, собственно, и собиралась Kia C’eed.
Однако вслед за тем как СОК упустил этот контракт и выразил недовольство по этому поводу, к нему присоединилось Объединение автопроизводителей России (ОАР), которое попросило правительство России лишить «Автотор» льгот при реализации проектов сборки массовых моделей автомобилей. По мнению ОАР, правительство ставит в неравные условия автопроизводителей, не требуя от калининградского завода сварки, окраски кузова и локализации производства комплектующих. Подписи под письмом поставили руководители КамАЗа, АвтоВАЗа, ГАЗа, «Северсталь-авто», ЗИЛа, «ИжАвто» и Национальная ассоциация производителей автомобильных компонентов.
Чтобы решить эту проблему, авторы письма попросили премьера «внести коррективы в постановление правительства №317 от 24.05.07 о реализации ФЗ «Об ОЭЗ Калининградской области». Оно дает «Автотору» право беспошлинно ввозить в ОЭЗ автокомпоненты для «отверточной» сборки машин (в частности, моделей Kia, BMW и General Motors). Изменения обязали бы его создавать мощности по сварке и окраске кузовов автомобилей только при сборке новых брэндов.
Вы спросите: при чем здесь СОК? Все очень просто. Дело в том, что идею внесения соответствующих изменений поддержал комитет Совета Федерации по промышленной политике, который готовит законопроект, лишающий калининградский завод этих самых льгот (на ввоз комплектующий). Но вот один из инициаторов этого документа оказался сенатор Рустем Шиянов, бывший президент группы компаний СОК.
По мнению аналитика ИК «Проспект» Дмитрия Кипы, которое он высказал обозревателю «Века», «если изменения будут внесены, то будет восстановлена справедливость на рынке. И права производителей, по сути, уравняют. Ведь «Автотор» пока никто не лишил привилегий. Речь идет о том, чтобы на предприятии была не ручная сборка, а продукция выпускалась бы полным циклом. То есть с использованием сварки и окраской кузовов автомобилей».
Заявление Кипы вполне логично. Только в проекте постановления говорится, что новый технологический процесс должен быть введен с 1 января 2008 года.
Между тем, по словам гендиректора «Автотора» Владимира Щербакова, «это сделать нереально, «поскольку планируется этот технический барьер ввести с 1 января 2008 года, то, очевидно, речь не идет о том, что нас хотят побудить развиваться быстрее. Скорее, кто-то очень хочет просто остановить все наши проекты. Потому что за полгода сделать производство сварки и окраски невозможно. Только цикл по заказу и изготовлению оборудования 24 месяца! Не говоря уже о том, что это вредное и тяжелое производство и оно не сводится только к тому, чтобы заказать оборудование. Поэтому кто-то из-за своих корпоративных интересов пытается остановить производство BMW, GM, KIA в особой зоне». Щербаков убежден, что здесь «активную роль играет сенатор Рустам Шиянов, представляющий СОК, который пишет на нас всякие кляузы, в которых обвиняет в нарушении закона. Ему в министерствах отвечают, что все нормально и никаких нарушений законов нет. Но тогда, пользуясь своим служебным и политическим положением, он подключает тяжеловесов, типа Глазьева, и начинает атаку с другой стороны: а нельзя ли поменять закон?».
Несмотря на то, что СОК всячески отрицает свою причастность к этому делу, его роль в этом деле плохо скрываема. По словам представителей компании, «у нас вызывает недоумение предоставление «Автотору» исключительных преференций до 2017 года. Чем вызвано решение о предоставлении таких льгот, для нас остается загадкой. Все остальные производители поставлены в неравные условия, в которых конкуренция просто невозможна. И если в 1997 году, когда предприятие «Автотор» только начинало работать, предоставление льгот было еще как-то оправдано, то продление этих льгот в 2007 году еще на 10 лет вызывает больше вопросов, чем ответов. За это время выйти на режим промышленной сборки представляется несложным».
Когда СОК поднял шумиху вокруг «Автотора», он наверняка знал, что его поддержат коллеги-производители. Вопрос в том, почему они молчали раньше. Или это синдром «стаи», когда один тявкнул, а другие подняли целый гвалт? Только все забываю, что шумиха раздута по той причине, что СОК лишился возможности выпускать одну-единственную модель автомобиля.
С этим отчасти согласен и аналитик ИК «Финам» Константин Романов: «Когда «Автотор» выпускал модели класса «Люкс», к нему не было никаких претензий. Однако компания выросла и перешла на производство авто «бюджетного» класса. Понятно, что те преференции, которыми пользовался «Автотор», до этого перестали кого-то устраивать».
Вполне возможно, что если «Автотору» перекроют «кислород», он может отказаться от производства Kia. Ведь СОК не раз предлагал ему выкупить право на выпуск этого авто. Вопрос в том, кто от этого останется в плюсе. Промышленники, которые работают на «большой земле», или калининградцы, которые отрезаны от остальной страны. Понятное дело, что местный бюджет недополучит средств после остановки выпуска Kia. Впрочем, СОКу не привыкать к ведению подобных корпоративных войн. Все хорошо помнят, как компания г-на Качмазова хотела захватить АвтоВАЗ. Правда, тогда они обожгли руки - Кремль не дал. Теперь эта тактика используется в отношении калининградских коллег.