В нем рекомендовано перевозчикам, которые следуют из Украины в Казахстан, осуществлять перевозки, минуя транзит через территорию России, то есть выбирать альтернативные маршруты. Министерство предлагает перевозчикам следовать через Грузию и Азербайджан, а затем по Каспию на Актау. Также перевозчики могут следовать по маршруту через Турцию, Иран, Туркменистан и Узбекистан. Выбирать альтернативные маршруты перевозчикам следует уже с начала июля.
Связано это с тем, что с начала года Россия приостановила действие договора о ЗСТ с Украиной. После этого российский президент Владимир Путин подписал указ, направленный на защиту экономической безопасности РФ при транзите через ее территорию грузов, следующих из Украины в Казахстан. Этот документ устанавливал, что украинские товары, следующие через территорию РФ в Казахстан, проходили лишь через специальные пункты пропуска, установленные по определенному маршруту, они должны были иметь таможенное сопровождение и установленные пломбы на основе ГЛОНАСС. Однако с июля действие этого документа закончится, и, как сообщала ранее Национальная палата предпринимателей Казахстана «Атамекен», пока нет официальной информации о том, как будет осуществляться транзит. При этом в организации указывали, что действующие нормы ЕАЭС подразумевают ограничения транзита лишь для тех товаров, которые запрещены для ввоза в РФ, так называемой «санкционки».
МИР отметило, что паромный комплекс порта Актау готов к приему дополнительных объемов грузов из Украины, и имеет возможность осуществлять их перевалку. Ежемесячно через паром обрабатывают около 500 вагонов и 1000 грузовиков, сообщили в министерстве.
«Атамекен» отмечает, что Украина для Казахстана является надежным экономическим и торговым партнером – только в этом году казахстанские бизнесмены заключили свыше 3 тысяч контрактов на поставку украинской продукции, общей суммой в около $14 млрд. В основном республика импортирует из Украины пищевую продукцию и кондитерские изделия, а также мебель, стройматериалы, промышленные товары и прочее.