Каждый четвертый россиянин не искренен с социологами

Больше четверти россиян (26%) боятся выражать свое мнение, участвуя в соцопросах «по поводу текущих дел в стране». Об этом свидетельствуют данные опроса Левада-центра**, пишет «Коммерсантъ».

Социологическое исследование было проведено с 20 по 23 ноября прошлого года. Специалисты опросили 1600 россиян, проживающих в 48 субъектах федерации. Людям задали вопрос о том, насколько охотно и искренне они отвечают на вопросы социологов, касающиеся политических взглядов. 49% опрошенных заявили, что делятся своим мнением неохотно. При этом большая часть из них – 56%, утверждают, что опасаются вызванных искренностью отрицательных последствий для себя. 20% респондентов этой категории утверждают, что правда является неприятной даже для них. Еще 9% боятся столкнуться с неодобрением самого социолога, проводящего опрос.

На вопрос о том, боятся ли они высказывать собственные суждения относительно политической ситуации в стране, 26% признались, что это утверждение истинно в случае беседы с социологами. 23% респондентов стараются не выражать собственную позицию в окружении коллег, а 17% - даже в кругу семьи.

Однако, предупреждает замдиректора Левада-центра* Алексей Гражданкин, результаты исследования не означают, что по ним можно рассчитать реальный рейтинг президента, отняв от результатов опросов 26%. Действительно, существует тенденция, при которой во время опросов респонденты отзываются о власти более положительно, нежели реально воспринимают ее. Однако противоположное смещение акцентов также случается. В случае с главой государства примечательно и то, что сторонниками Путина является так называемое молчаливое большинство, в то время как в социальных сетях и в коллективах сотрудников традиционно более активны противники действующей власти, поясняет Гражданкин. Хотя в целом утверждение о том, что оппозиционно настроенные граждане чаще боятся быть искренними, соответствует действительности.

Реклама на веке

А политтехнолог Константин Калачев полагает, что в российском обществе продолжает действовать так называемая спираль молчания, предполагающая моральное давление социально одобряемых ответов. Граждане, имеющие собственное мнение, предпочитают его не высказывать, и во время опросов давать лояльные власти заранее подготовленные ответы. Многое, отмечает Калачев, зависит и от формулировок вопросов. Если поинтересоваться у одного и того же респондента, как президент справляется с девальвацией рубля, либо задать вопрос об оценке респондентом деятельности президента в целом, можно получить два противоположных ответа, поясняет политтехнолог.

*
Негосударственная исследовательская организация «Левада-Центр» внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
**
Негосударственная исследовательская организация «Левада-Центр» внесена Минюстом в перечень НКО, выполняющих функции иностранного агента
Реклама на веке
«Югагрохолдинг» – партнер сети McDonald's по выращиванию картофеля Рахмон сможет бесконечно избираться президентом Таджикистана