Китайские инвестиции в европейские порты вызвали опасения по поводу злонамеренного влияния

В октябре бельгийских чиновников осадили китайские дипломаты, которые были возмущены негативными комментариями министра иностранных дел страны Хаджи Лахбиб. В интервью местным СМИ Лахбиб назвала Пекин «потенциальным врагом».

Лахбиб спросили об академическом докладе о китайских инвестициях в портовую инфраструктуру Бельгии под названием «Каждый корабль – военный корабль». В докладе, подготовленном брюссельским ученым Джонатаном Холслагом, выражалась тревога по поводу «растущей политизации и милитаризации гражданского морского сектора Китая». Государственная компания China Ocean Shipping Company, более известная как Cosco, владеет миноритарными пакетами акций в портах Антверпена и Зебрюгге на побережье Северного моря, и этот факт, по словам Лахбиб, не дает ей покоя.

Китайская сторона подчеркнула, что морская торговля прибыльна для Бельгии, и заявила, что Лахбиб не следует «слушать безответственных ученых, которые распространяют беспочвенные слухи, чтобы навредить Китаю».

Этот инцидент, о котором впервые сообщили бельгийские СМИ, подлил масла в огонь разгоревшихся в Европе дебатов о китайских инвестициях в важнейшую морскую инфраструктуру.

Реклама на веке

Утечка информации о дипломатической перепалке произошла на той же неделе, когда Германия одобрила 24,9-процентные инвестиции Cosco в свой самый загруженный контейнерный портовый терминал в Гамбурге несмотря на предупреждения шести министерств и Европейской комиссии о том, что это может представлять угрозу национальной безопасности. Защитники сделки указывают на то, что Cosco было разрешено иметь меньшую долю в собственности. При доле менее 25%, согласно немецкому корпоративному законодательству, компания не имеет права голоса.

Но эксперты предупреждают, что усилия Cosco по формированию морских портовых активов по всей Европе заставляют правительства менее охотно выступать против Китая, когда это необходимо, что в совокупности приведет к ослаблению хватки внешней политики ЕС. Так, они обращают внимание на то, что Греция стала благосклоннее относиться к Пекину и меньше его критиковать после покупки Cosco порта Пирей.

Помимо активов в Бельгии и Германии, Cosco, третья по величине судоходная компания в мире и пятый по величине оператор портовых терминалов, также владеет миноритарными пакетами акций в портах Лас-Пальмас на Канарских островах в Испании, Роттердаме в Нидерландах и контрольными пакетами акций в контейнерных терминалах в Бильбао и Валенсии, также в Испании.

Другие китайские государственные компании также владеют портовыми активами по всей Европе. Через совместное предприятие с французской компанией CMA CGM государственная China Merchants Group (CMG) владеет долями в 13 терминалах по всему миру. К ним относятся Антверпен (Бельгия), Монтуар, Дюнкерк, Гавр и Фос во Франции, Салоники (Греция) и Марсашлокк (Мальта). Однако CMG не является контейнерным перевозчиком и поэтому не может направлять торговые потоки так, как это может делать Cosco.

Реклама на веке
Биотехнологический стартап Verge Genomics приступил к испытаниям препарата, созданного с помощью ИИ Германия возмутилась вето Швейцарии на реэкспорт оружия в Украину