Пакет изменений, направленных на упорядочивание работы единых информационно-расчетных центров, в ведомстве уже разработали. Сейчас он проходит согласование в других профильных структурах. Ключевое положение поправок предусматривает сохранение за центрами обязательства по подготовке платежек для населения. Специалисты ИРЦ будут рассчитывать размер платы за ту или иную услугу для конкретного домовладения, а затем распечатывать квитанции.
По мнению Чибиса, новые правила сыграют на руку и абонентам, и управляющим компаниям, которые не пытаются заработать на фактически не предоставляемых услугах. Квитанция, содержащая данные о всех жилищно-коммунальных услугах, будет понятной для потребителей с разным уровнем грамотности. Оплачивать выставленные в ней суммы жители будут напрямую предприятиям-поставщикам и исполнителям услуг. Таким образом, управляющим компаниям не придется собирать с жителей деньги, а затем перечислять их поставщикам ресурсов. Автоматически это новшество лишит недобросовестных управляющих возможности взимать некую комиссию за посредничество.
Замминистра полагает, что напрямую с поставщиками услуг абоненты будут рассчитываться охотнее, нежели с посредниками, что приведет к уменьшению задолженности россиян на ЖКХ. Она уже достигла отметки в 1 трлн рублей. Обратной стороной медали станет сворачивание деятельности управленческих компаний, для которых комиссия за посредничество при перечислении платежей поставщикам являлась ключевым доходом. Домам, которые ранее сотрудничали с такими компаниями, придется искать новых управляющих.
Сейчас функционал расчетных центров на законодательном уровне не прописан, а Жилищный кодекс возлагает на собственников жилых помещений оплачивать коммуналку управляющим структурам. По словам главы Межрегионального третейского суда Москвы и Московской области Олега Сухова, сложилась практика, при которой центры проводят расчеты платежей, после чего направляют их управляющим компаниям. Последние формируют индивидуальные квитанции, получают от жителей деньги, а затем рассчитываются с поставщиками услуг. Как следствие, говорит член регионального штаба ОНФ в Московской области Дмитрий Дупак, не единожды имели место прецеденты, когда управляющие-мошенники по два раза требовали от жителей рассчитаться за одну и ту же услугу.