18+
  1. Космический разнос

Космический разнос

Космический разнос
Вице-премьер Дмитрий Рогозин нашел замену главе Роскосмоса Владимиру Поповкину, не желая больше видеть на этом посту неэффективного чиновника. Кроме того, замглавы правительства предлагает объединить авиапром и космическую отрасль.

Куратор космической программы России объявил работу руководителя Роскосмоса Владимира Поповкина неэффективной и даже нашел уже кандидатов на эту должность, сообщили «Известия». 1 августа на заседании правительства РФ вице-премьер объявил фамилии вероятных глав космического ведомства, а также создаваемой госкорпорации (после реорганизации Роскосмоса).

Так, сообщается, что на пост руководителя Роскосмоса Рогозин лоббирует кандидатуру статс-секретаря, замминистра промышленности и торговли Игоря Караваева - до Минпромторга он работал гендиректором ОАО «Авиастроительная холдинговая компания «Туполев». Новую госкорпорацию может возглавить запредседателя военно-промышленной комиссии (ВПК) при правительстве РФ Олег Бочкарев, начинавший карьеру на челябинском заводе «Электромашина».

Впрочем, Владимир Поповкин, похоже, не хочет сдаваться - он объявил, что готов лично возглавить госкорпорацию, а Роскосмос доверил бы своему первому заму Олегу Фролову. Однако нынешний руководитель космического ведомства, видимо, забыл, что именно при нем отрасль дискредитирована до крайности.

Тем более, накануне сам Рогозин назвал работу Поповкина неэффективной. «Во-первых, вижу неэффективное управление. Во-вторых, избыточные мощности. В-третьих, мутное понимание целей космической деятельности», - приводит его слова «Интерфакс». Вице-премьер также добавил: Роскосмос самоустранился от задач стимулирования внутреннего спроса на результаты космической деятельности. «У нас (научно-технический) задел в скором времени будет исчерпан», - сказал Рогозин.

Как сообщил «Веку» источник, близкий к ситуации, последней каплей в чаше терпения руководства страны стала июльская катастрофа ракеты «Протон-М», которую в прямом эфире увидел весь мир, и это нанесло ущерб престижу страны. «Мы выяснили, что у нас можно с помощью чьей-то матери и кувалды неправильно установить такое важное изделие», - возмутился Рогозин, комментируя итоги экспертизы, выявившей, что на взорвавшемся в июле «Протоне-М» датчики измерения угловых скоростей при установке были перевернуты на 180 градусов. Меры, предпринимаемые Роскосмосом по повышению качества ракетно-космической техники, к ожидаемым результатам не привели, подчеркнул вице-премьер.

По данным источников СМИ, в ходе заседания правительства состоялся нетипично жесткий разговор, а критика коснулась не только Поповкина, но и достаточно резко высказывалась им самим. После этого премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил главе Роскосмоса выговор - «за нарушение этики и непонимание ответственности за отрасль». Позже стало известно, что чиновник получил выговор и за то, что вместе с некоторыми депутатами сопротивлялся сокращению финансирования Роскосмоса.

Владимир Поповкин заявил, например, что ответственность за аварию «Протона» должны нести конструкторы и технологи, не предусмотревшие возможность неправильной установки датчиков угловых скоростей, из-за чего, как заявляет аварийная комиссия, и произошло ЧП. Глава Роскосмоса заметил: физически невозможно было проверить, верно ли установлены датчики, а технологи - единственные, кто был в курсе.

Напомним, о предстоящей реорганизации Роскосмоса и создании на его базе ОАО, куда войдут все предприятия ракетно-космической отрасли РФ, Рогозин сообщил в день аварии «Протона» 2 июля. Теперь вице-премьер предлагает объединить авиационную и космическую промышленность, считая их разделение «искусственным». Космическая отрасль страдает дублированием функций и плохо управляется, отметил Рогозин. Он добавил: сейчас в авиации разрабатываются технологии, которые могут быть применены и в космонавтике.

Замглавы правительства также усомнился в целесообразности больших затрат на пилотируемые программы в российской космической отрасли. «Зачем, кому и что мы должны доказать в пилотируемом космосе? Доказать, что наши космонавты могут на орбите как угодно долго? Доказали уже. Это большие деньги, зачем нам сейчас это нужно?» - заявил Рогозин.

В качестве варианта вице-премьер рассматривает создание Федерального аэрокосмического агентства, которое будет работать как с космическими, так и с авиакомпаниями, сообщил он «Коммерсанту».

Что касается Владимира Поповкина, хотя источники в правительстве пока не готовы утверждать, что глава Роскосмоса вскоре потеряет свой пост, однако отмечают - после заседания позиции космического чиновника серьезным образом пошатнулись.

Кроме того, первый зампред комитета Госдумы по промышленности, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенев накануне обратился к Счетной палате с просьбой проверить, каким образом Роскосмос тратит деньги, выделенные на развитие системы ГЛОНАСС. Парламентарий упрекнул руководство ведомства в безответственном отношении к отрасли, отметив, что также не удовлетворен ни деятельностью Роскосмоса, ни его взаимодействием с институтами гражданского общества. Недоумение депутата вызвал и факт игнорирования руководством космического агентства депутатского запроса о мерах, которые были приняты специалистами после аварии ракеты-носителя «Протон-М», а также вообще для устранения причин подобных инцидентов. Гутенев также предложил создать экспертную комиссию для участия в осенних парламентских слушаниях о перспективах развития авиакосмической отрасли РФ. Однако ответа на свой запрос, по словам депутата, от руководства Роскосмоса он так и не получил.

Общественность неоднократно вспоминала аварии российских космических аппаратов за последние два года и во что они обошлись бюджету страны. 5 декабря 2010 года из-за сбоя в работе разгонного блока ДМ-3 не были выведены на орбиту три спутника «Глонасс-М». Они упали в Тихий океан, ущерб от аварии - 2,5 млрд. рублей. В 2011 году Россия потеряла военный спутник «Гео-ИК2», спутники связи «Экспресс-АМ4» и «Меридиан», космический грузовик «Прогресс-М12М» и аппарат «Фобос-грунт». В 2012 году погибли российский «Экспресс-МД2» и индийский Telkom-3, пришлось отложить пуски опытного аппарата «Глонасс-К2» и военного спутника, в декабре не смог нормально выйти на расчетную орбиту «Ямал-402».

24 апреля 2013 года на российском космическом грузовике «Прогресс М-19М» не раскрылась антенна системы «Курс», предназначенной для обеспечения автоматического сближения и стыковки с МКС. Стыковка была произведена в резервном автоматическом режиме. Ранее, 1 февраля 2013 года, пуск ракеты-носителя «Зенит-3SL» с телекоммуникационным спутником Intelsat-27 в рамках международной программы «Морской старт» прошел неудачно - ракета и спутник упали в Тихий океан.

Российская космическая отрасль, считают многие эксперты, давно нуждается в свежих кадрах, поскольку нынешнее руководство Роскосмоса вряд ли способно наладить эффективную работу в отрасли. При этом ежегодно на космические программы страны бюджет тратит миллиарды рублей, которые затем теряет на промахах и авариях. Владимир Поповкин и его команда, похоже, умеют хорошо делать лишь две вещи - заниматься внутренними интригами и тратить бюджетные деньги. Еще, пожалуй, искать крайних, на которых можно свалить вину за все космические промахи.

Напомним, причиной аварии ракеты-носителя «Протон-М» официально названа неправильная установка датчиков угловых скоростей. Однако три специалиста Центра имени Хруничева, которые якобы неверно установили эти датчики, своей вины не признают, утверждая, что все операции выполнили согласно технологическим картам.

«Для спасения отрасли нужен не политик, живущий в рамках очередного электорального цикла, а человек уровня Сергея Королева, Михаила Янгеля или легендарного министра среднего машиностроения Ефима Славского, создававших советские технологические империи, при этом видевших и думавших на десятилетия вперед, не жалевших ни других, ни себя, в первую очередь, но и практически не имевших ограничений в привлечении ресурсов», - писал ранее в своей колонке в Forbes гендиректор ЗАО «Сетьтелеком» Сергей Пехтерев.

Есть ли ныне люди с таким авторитетом и знаниями, готовностью к самопожертвованию, задается вопросом эксперт. И готовы ли отдать им бразды правления? Вопрос, прежде всего, в честности нынешних руководителей отрасли. Сейчас не нужны пустые обещания электорату и президенту - мол, дайте денег, подождите и все будет «как в СССР».