5 октября 1783 года на Карусельной площади Санкт-Петербурга был торжественно открыт Большой Каменный театр. Собственно, от него и ведет свой отсчет вся история Мариинки. С 1812 года Карусельная площадь сменила название на Театральную, где в доме №1 и расположен этот театр. В 1859 году «по Высочайшему повелению» театр был назван Мариинским в честь супруги Александра II императрицы Марии Александровны.
Напомним трансформацию названий Государственного академического Мариинского театра: 1935-1992 гг. - Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета им. С.М. Кирова, сокращенно его тогда называли Кировский театр, а в просторечии он и в то время был «Мариинкой».
Президент РФ Владимир Путин поздравил коллектив Мариинского театра со славным юбилеем, назвав его одним из самых талантливых не только в нашей стране, но и во всем мире.
«Я рад поздравить со знаменательной датой коллектив театра, ветеранов этой прославленной сцены, всех поклонников оперы, балета, классической музыки и, конечно же, друзей и партнеров театра», - отметил российский лидер в своем поздравительном слове.
Кроме того, Путин напомнил о «важности обеспечения» доступности произведений искусства для всех жителей нашей страны. По его словам, Мариинский театр в этом как раз и показывает пример.
Известно, что сценические площадки Мариинки, построенные по поручению президента РФ Владимира Путина, уже работают во Владивостоке и Владикавказе, более того, в 2024 году в Кемерово будет открыт сибирский «квартал искусств». Новые культурно-образовательные и музейные комплексы до конца этого года также должны быть созданы в Калининграде и Севастополе. Кстати, в уходящем году артисты легендарного театра, которые выступают в самых отдаленных уголках нашей страны, показали около 900 опер, 400 балетных спектаклей и дали более 500 концертов, которые посмотрели свыше 1,5 млн. человек.
В настоящее время в связи с политической ситуацией в мире кое-где была, так сказать, отменена русская культура, поэтому Мариинский театр не проводил гастроли в так называемых недружественных странах. Однако, что очень важно, Мариинка активно представляла и представляет свои программы в нашей стране, причем постоянно расширяя географию проводимых фестивалей.
По словам художественного руководителя и генерального директора Мариинского театра Валерия Гергиева, «русская музыка не сталкивается с трудностями», с ними сталкиваются те, кто думает, что «способен ее остановить». Гергиев убежден: Чайковский, Прокофьев, Римский-Корсаков, Стравинский, Мусоргский, Шостакович «не просто популярны», а они служили и продолжают служить «высшим приоритетом для сотен миллионов людей во всем мире».
Напомним, что именно Гергиев в течение всех лет своего руководства Мариинкой, начиная с 1988 года, привлекал в коллектив театра певцов из разных регионов нашей страны, в том числе из самой «глубинки». При Валерии Абисаловиче в коллектив театра принимали и принимают исполнителей с уникальными, что называется, от Бога, данными, мощными голосами, исключительными по своей красоте тембрами, и, что немаловажно, обладателей чего-то неуловимого, этой самой пресловутой харизмы.
Далее певцы проходят профессиональное становление уже в стенах театра, становятся солистами, которым рукоплещет весь мир. Конечно, Гергиеву не было жаль выпускать в мир большой оперы своих уникальных «птенцов», более того, он гордится ими, а они не забывают его и всегда счастливы возвращаться на родную сцену из разных зарубежных стран. Сегодня в музыкальном экспертном сообществе говорят так: «Если ты являешься солистом Мариинки, это уже само по себе своеобразный маркер и знак качества. Ведь отсюда вышли Абдразаков, Бородина, Сержан, Горчакова, Скороходов, Нетребко, Сулимский и многие другие звезды теперь уже мирового уровня».
Итак, 12 июля 1783 года Екатерина II издала указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой», и менее чем через три месяца был открыт Мариинский театр. Известно, что А.С. Пушкин часто захаживал в Мариинку на спектакли, видимо, вдохновляясь ими. Все мы помним бессмертные строки: «Театр уж полон; ложи блещут/Партер и кресла, всё кипит/В райке нетерпеливо плещут/И, взвившись, занавес шумит».
Вот и сегодня, через 240 лет после своего основания, «взвивается» занавес Мариинки, и зрители по-прежнему становятся свидетелями волшебного действа…